В сознании многих обывателей слова «клуб» и «команда» зачастую являются синонимами, что вполне объяснимо: в конце концов, группа игроков, выходящих на лед в единой форме, и тренерский штаб, руководящий ими со скамейки, являются авангардом, своего рода гвардейским полком, задача которого – высоко нести знамя родного клуба на радость своим поклонникам и на горе завистникам и конкурентам. Конечно, команду мастеров можно считать главным звеном хоккейного клуба, но все равно это лишь одно из многих звеньев цепи, одно из подразделений большой организации, ежедневно решающей множество задач, которые, на первый взгляд, может, напрямую с командой и не связаны, но без которых команда существовать попросту не сможет. 

Попытаемся представить себе круг вопросов, волнующих руководителей клуба, хотя бы контурно (а иначе и не получится, потому что в противном случае пришлось бы писать целую книгу). Поможет нам в этом Максим Грицай, исполнительный директор магнитогорского «Металлурга» – одного из ведущих клубов КХЛ. 

ЗОЛОТОЙ ЗАПАС 

AVBZ7765-400.jpg

Прежде всего, несколько слов о моем собеседнике. Максим Николаевич пришел в «Металлург» примерно три года назад. Пришел, что логично, с градообразующего предприятия – Магнитогорского металлургического комбината, где занимал должность директора по корпоративным финансам. 

Помните про запущенную в 1997 году по инициативе тогдашнего вице-премьера Бориса Немцова Президентскую программу подготовки управленческих кадров? Так вот, Максим Грицай – выпускник этой программы, ежегодно готовящей руководителей высшего и среднего звена, и входит в кадровый резерв Президента России, так сказать, золотой управленческий запас страны. Неудивительно, что он занимал столь высокий и ответственный пост на мощнейшем предприятии. 

- Закалка на комбинате – дай бог каждому, – говорит Максим Николаевич. – Работают там по 12 часов минимум, практически без выходных, так что после ММК никакие задачи не страшны. И когда в связи с кадровыми изменениями в клубе мне предложили поработать в нем, я сразу согласился. Хоккей я любил всегда, в детстве играл в «Золотой шайбе» с такими ребятами, как Юра Шпигало и Вадик Лоза, впоследствии выступавшими за «Металлург». В общем, мне было очень интересно, я решил попробовать и вроде не жалею об этом решении. Работа у нас непростая, особенно в нынешних условиях, проблем хватает, но жизнь бьет ключом и скучать не дает. 

СТРУКТУРА 

Я считаю, что структура нашего клуба – одна из наиболее совершенных. Автономная некоммерческая организация может и коммерческими вопросами заниматься, и получать финансирование от других некоммерческих организаций, из бюджета города и области, и в целом это позволяет иметь в одних руках всю инфраструктуру (дворец, детскую школу, базу, автопарк), а также команду содержать. Поэтому всё находится под полным контролем, президент клуба в курсе всех вопросов, и мы стараемся всё делать максимально прозрачно как при верстке бюджета, так и при его исполнении, чтобы те, кто вкладывает деньги в клуб и кто расходует их по направлениям, всё видели и понимали. Такова наша стратегия. А тактика – это, в первую очередь, работа с болельщиками. С нее и начнем. 

БЫСТРО И ЧЕТКО 

Работа неблагодарная, потому что тяжело угодить сразу всем семи с половиной тысячам зрителей, приходящих на арену. Если же говорить о посетителях, то в прошлом году, по нашим подсчетам, на матчах команды мастеров побывали почти 233 тысячи человек, на матчах МХЛ – 15 тысяч, и это если не считать иных мероприятий, проходящих на арене. Как всех удовлетворить? Но мы стараемся, в том числе и за счет определенных технических новинок. Например, у нас в клубе полностью автоматизирован процесс оплаты, учета и мониторинга остатков всех входящих вещей, начиная от экипировки игроков и кончая гамбургерами в буфетах. 

Это позволило уменьшить время расчета с болельщиками и увеличить скорость обслуживания. Которая зависит, в частности, и от скорости расчетов с покупателями. Сейчас на арене принимаются все возможные платежные средства – и наличные, и карточки, и вводим такую новинку, как «мобикэш», позволяющую платить с помощью смартфона. Стремимся к стандартам, установленным известными фастфудами: раз-два и готово – свободная касса! 

ОБЩЕПИТ 

Для ускорения процесса, в частности, был пересмотрен и резко сокращен ассортимент. В какой-то момент у нас в буфетах продавалось 50-60 наименований товара, и это приводило к тому, что посетитель подходил к кассе и начинал выбирать. Но зачем это? Он же не в ресторан пришел, ему главное перекусить, если он не успел сделать это до хоккея, купить ребенку газировку или гамбургер, потому что без этого хоккей для ребенка – не праздник. В общем, сократив ассортимент до нескольких самых популярных позиций, мы существенно оптимизировали процесс. 

Самый болезненный вопрос в этом плане – пиво. Оно пользуется наибольшей популярностью среди болельщиков и приносит хороший доход, а вот если его запретят продавать, возникнут сложности. Сейчас у нас всё по букве закона. Арены, как известно, делятся на две категории. Все они – спортсооружения, это понятно, но какие-то из них – чисто спортивные, а какие-то имеют статус универсального культурно-развлекательного центра, что предполагает наличие своего общепита и проведение других мероприятий, помимо хоккея. 

У нас на «Арене Металлург» люди занимаются спортом, тренируются и дети, и взрослые. Но это происходит до и после матча, и в это время пиво, естественно, не продается. А во время матча никто спортом не занимается, люди приходят на арену как на шоу, концерт, спектакль. Пиво этому никак не противоречит. Мы же стараемся удовлетворить болельщика всем – и качеством игры, и качеством обслуживания на арене. 

ЛОЯЛЬНОСТЬ 

02_20141127_LDA_MMG_KHO 1182-400.jpg

Болельщика мы привлекаем не только чисто спортивным зрелищем, но и разными интересными возможностями. Например, проводили лотереи, главным призом в которых была ни много ни мало квартира! И разыграли таким образом две квартиры. Правда, сейчас ситуация усложнилась, государство приняло ряд законов, запрещающих без лицензии заниматься таким видом деятельности, поэтому мы поделили наш призовой фонд на маленькие части и разыгрываем не столь значительные призы: в прошлом году – телевизоры, в нынешнем – ноутбуки. Зато на каждом матче. 

ФАНАТЫ 

Фанатское движение в Магнитогорске развито давно и серьезно, здесь у нас, можно сказать, корифеи этого дела, в свое время проводились съезды фанатов. И недавно мы приняли Кодекс фаната, который многим понравился. Интересный документ, так сказать, с моральной, стимулирующей точки зрения. Конечно, нам еще далеко до боления, допустим, как в Европе, где зачастую весь стадион сливается в едином порыве, но стремиться к этому можно. Понятно, что у всех людей разный темперамент, кто-то любит смотреть хоккей спокойно, но все же выход эмоций тоже полезен, если эти эмоции направлены в нужное русло. Не исключено, что мы со временем даже начнем вести просветительскую, обучающую работу с болельщикам, показывая им, как можно и нужно себя вести, чтобы создать на стадионе действительно уникальную праздничную обстановку. 

НА РАЗНЫХ ПЛАТФОРМАХ 

В борьбе за болельщика мы используем все возможности и технологии. Например, очень много внимания уделяем сайту, и он у нас – один из лучших в отрасли. Мы постоянно получаем призы различных интернет-конкурсов. В прошлом году, например, в одном из них заняли второе место, уступив только сайту Олимпийского комитета. 

Для желающих быть всегда на связи у нас уже второй год на арене работает бесплатный беспроводной доступ в интернет – тоже полезное по нынешним временам дело. 

Как и Радио «Металлург», свое собственное средство массовой информации, пользующееся популярностью у болельщиков, его можно слушать непосредственно на клубном сайте. 

А для любителей активных развлечений мы оборудовали в фойе арены бросковую зону. Вот тебе ворота с открытыми углами, клюшка, шайба – забивай и выигрывай призы. Народ радуется, толпится, участвует. И потихоньку начинает понимать, что не так уж просто забить даже без всякого сопротивления. Наверное, уже реже начинают люди с трибун критиковать промахивающихся игроков. 

А еще у нас получился довольно интересный симбиоз музея и магазина атрибутики. Получился, в общем-то, случайно: мы пытались с наименьшими затратами достигнуть максимального эффекта и разместили всё в одном помещении. И вышло здорово! Теперь никто не должен задумываться о часах работы, о том, как попасть и туда, и сюда. Всё рядом, всё открыто. Пришел в музей, сфотографировался с кубками – глядишь, заодно и купил что-то на память. Или, наоборот, зашел за сувенирами, попутно приобщился к истории клуба, узнал что-то новое и полезное. И цифры показывают, что такой необычный формат способствует росту продаж. 

Вот основное, что касается работы с болельщиками. А ведь это лишь одна, пусть и очень важная сфера нашей деятельности. Есть еще и детская школа, и молодежная команда, и материальная база, и развитие инфраструктуры... 

Об этом поговорим вскоре, во второй части беседы.
Олег Винокуров,
специально для khl.ru

Упоминания

Металлург (Магнитогорск) Металлург (Магнитогорск)

Поделиться