КУБОК ГАГАРИНА
Восточная конференция, финал. Пятый матч
(1) «Ак Барс» - (2) «Сибирь» - 1:0 (1ОТ). Счет в серии 4-1
Ух, сколько же критики обрушилось на «Ак Барс» после последних 1:0! Новосибирские болельщики и сочувствующие им из других регионов на все лады принялись склонять в сети главного тренера казанцев, упрекая его во всех смертных грехах, самым мягким из которых было традиционное обвинение в пропаганде антихоккея. К хору болельщиков подключились и многие журналисты, свято убежденные в том, что «Ак Барс» в этом плей-офф мучается сам и мучает всех окружающих. А Билялетдинов знай идет со своей командой вперед, как тот самый караван в окружении лающих собак. Он прекрасно знает, что мерилом ценности его работы будет конечный результат и движется к нему той дорогой, какой считает нужным. И за него говорят четыре российских «золота», из которых самое показательное – сезон-2009/10, когда в «Ак Барсе» сломалось полсостава, начиная с Морозова и Зарипова, и, тем не менее, кубок отправился именно в Казань. Сегодня Билялетдинов, как один культовый советский разведчик, ведет в плей-офф свою игру, ни на кого не обращает внимания, предпочитая всем критикам указывать счет на табло – именно с ударением на первом слоге, как принято по правилам спортивной фонетики. Помните, как в «Семнадцати мгновениях весны»: «Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, - считал он, - оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями. Искусство, разведка, любовь, политика».
«Сибири», впрочем, тоже достается от болельщиков. Накануне пятого матча серии пресс-служба КХЛ получила письмо от некоего Владимира Абрамова. Всего три строчки, но оцените трагизм ситуации: «Здравствуйте. Если есть такая возможность, передай пожалуйста в команду Сибирь привет, - пишет Владимир, а мы сохраняем присущие ему авторские правила орфографии и пунктуации. - И пожелание побыстрей убраться из КХЛ и не позориться. Впятером против троих Казанцев и не забить???!!! Я поставил на них всё что у меня было. ПОЗОР. Надо переходить в ДВР (Дворовая Хоккейная Лига)». А теперь, после этого крика души простого болельщика, скажите: разве серия на Востоке такая уж предсказуемо-скучная, если люди готовы отдавать последнее, что у них есть?
Гости, вдохновленные примером СКА, понеслись в атаку аккурат после стартового вбрасывания. Впрочем, казанцы хладнокровно справились с давлением «Сибири», а затем сами начали беспокоить Салака при каждом удобном случае. Уже ко второй рекламной паузе хозяева имели трехкратное превосходство по броскам, и семь тысяч болельщиков только и успевали охать и ахать, наблюдая, как их команда создает один момент за другим. Дважды казанцы по ходу периода имели возможность разыграть лишнего, и сибиряки с неимоверным трудом сдерживали натиск. Но самый шикарный момент хозяева создали в равных составах: на 9-й минуте Медведев, отработавший всю смену вблизи ворот Салака, не попал по скачущей шайбе, находясь в метре от полупустой «рамки». Тот же Медведев (кто сказал, что защитники «Ак Барса» крайне редко подключаются в атаку?) уже ближе к концу периода вновь бросал с убойной дистанции, однако голкипер в очередной раз выручил новосибирцев. Счет 0:0 по итогам первых 20 минут стал исключительно заслугой Салака, а вот его партнерам за семнадцать минут перерыва надо было срочно переосмысливать происходящее – Нильссон за первый период вспотеть не успел.
Не успел и за первую половину второго. Казанцы, пользуясь отменной «физикой», несколько смен подряд отчаянно штурмовали ворота, и за счет умелой замены игроков с ближней скамейки прямо по ходу позиционной атаки, не давали сопернику поднять головы. Гости в эти минуты в основном полагались на надежную игру голкипера и на везение, пусть и считается эта категория иррациональной – соперник, надо признать, транжирил момент за моментом. Перевести дух новосибирцы смогли лишь тогда, когда Владимир Денисов ударил Салака по ловушке и отправился в штрафной бокс. Большинство у «Сибири» в этой серии работает уже не так четко, как в противостоянии с «Магниткой», и вот уже команда Скабелки незаметно утратила лидерство в плей-офф по проценту реализации лишнего. Разумеется, травма Патрика Хёрсли сделала спецбригаду «Сибири» заметно менее креативной, но и соперникам надо отдать должное: теоретическая подготовка всегда была коронным оружием гроссмейстера Билялетдинова. Сибиряки провели затем уже в равных составах несколько хороших атак, но в концовке периода вновь были вынуждены героически обороняться: хоккеисты «Ак Барс» во время отложенного штрафа Гимаева наносили броски со всех возможных позиций, и лишь когда Мёллер в надежде переиграть Салака в ближнем бою снес ворота, для гостей наступила долгожданная пауза. 0:0 после сорока минут игры – в этой серии такой результат мог кому-то показаться удивительным?
Но, думаете, при таком счете в третьем периоде соперники «закрылись»? Как бы не так! У всех, кто смотрел матч по телевизору, не было ни секунды, чтобы сходить за очередной баночкой пенного, а зрителям в сети – чтобы проверить почту или твиттер. В противном случае они могли пропустить нечто очень важное. И этот был еще один ответ всем скептикам. Хотя, чего уж скрывать, забитых голов увидеть хотелось: два матча подряд в серии без голов – это был перебор. Но случилось то, что случилось – за шестьдесят минут ни одной из команд вновь забить не удалось. Владимир Жидков, пан Вотруба отечественного хоккея, вскоре обязательно разберет эту серию на составные части, но, без боязни ошибиться, можно сказать, что столь «засушливой» серии в Кубке Гагарина еще не было – всего девять голов за 308 минут, в среднем по одному каждые 34 минуты!
Все для «Сибири», как и два дня назад, закончилось быстро – на 67-й минуте Михаил Глухов, тот самый, что ни разу не бросил в створ за три периода, выцарапал шайбу у борта, выдвинулся в центр зоны и нанес бросок в притирку со штангой. Плей-офф – время незаметных героев!
- Мы сделали лишь еще один шаг на пути к нашей цели, - сказал после сирены главный герой пятого матча. – Сейчас порадуемся и начнем готовиться к финалу.
- Эта шайба – самая важная в вашей карьере?
- Не хотел бы об этом говорить. Все бились, старались, игра шла до гола, и хорошо, что забили именно мы. Старались играть максимально строго. «Сибирь» играла так же. Могу сказать, что моментов у нас было достаточно, но, прежде всего, нам надо было лучше использовать большинство.
- Мы довольны, но понимаем, что самые серьезные игры впереди, - вторил Глухову Михаил Варнаков.
- Почему не удалось забить в основное время?
- У нас вся серия такая получилась – голов было совсем немного. И мы понимали, что так и будет. Для нас это не было какой-то новостью: до гола – значит до гола. Хоккей был достаточно интересный, серия получилась хорошей. Здесь всё решили мелочи. Играя с Новосибирском, понимали, что у нас не будет выходов один в ноль, два в одного, ну, может, какие-то единичные случаи, когда соперник допустит технические ошибки. Там командная работа построена на высшем уровне, и мы знали, что придется забивать трудовые голы, а не те, что становятся следствием каких-то сумасшедших комбинаций. Так и вышло.
- Что значит для вас выход в финал Кубка Гагарина?
- Любой спортсмен ставит перед собой какие-то цели, и я не исключение: стараюсь забраться как можно выше.
- У вас в раздевалке после сирены играл «Ласковый май». Эта же песня звучала и после победы в серии с «Авангардом».
- Мне без разницы, лишь бы музыка не сильно давила на мозги. Ди-джеев в команде много, так что репертуар получается разнообразный.
- Серию на Западе смотрите?
- По возможности. Стараюсь беречь эмоции. Там много знакомых играет. Не скажу, что переживаю за кого-то, но все равно в какой-то момент уже смотришь матчи как болельщик и действительно начинаешь эмоционально переживать. Лучше поберечь эмоции для дальнейших игр.
- Вам, наверное, выгоднее, чтобы серия между ЦСКА и СКА затянулась?
- Как будет, так и будет. Не угадаешь. Будем готовиться по своему плану.
- Хочу поблагодарить команду за сезон, за работу, - сказал журналистам Андрей Скабелка. – Мы хотели побороться, продлить сезон, но соперник не позволил.
- Игроки первых двух звеньев не забили в этой серии ни одной шайбы.
- Повторю: соперник не позволил. Но лидеры, я согласен, должны стараться играть более креативно. Не забивая голов, сложно выиграть. Салак здорово играл, но надо забивать.
- На этом мы свою работу выполнили, готовимся к финалу, - Зинэтула Билялетдинов произнес свою любимую фразу. Но уже следующий вопрос новосибирского журналиста заставил наставника впервые произнести на пресс-конференции больше десяти слов.
- Вы несете ответственность за то, что «Ак Барс» играет в плей-офф так скучно?
- Скучно? С чего вы это взяли? Скучно? Не смотрите. Не надо навязывать никому своего мнения.
- Завтра шестой матч в Петербурге. Вам как удобнее: чтобы она завершилась или чтобы соперники играли как можно дольше?
- Мне все равно, я не слежу за этой серией.
«Ак Барс» в третий раз в семилетней истории КХЛ вышел в финал Кубка Гагарина, причем нынешняя дорога получилась для казанцев самой короткой – всего три поражения, по одному в каждой из серий.
Владимир Самохин, Владимир Беззубов (фото), из Казани, специально для khl.ru