Главный тренер «Автомобилиста» в прошедшем сезоне Владимир Крикунов в интервью KHL.ru – о лучшей за 10 лет «регулярке», новогодних «медных трубах», неудаче в плей-офф, перспективах Анатолия Голышева и Никиты Трямкина, а также о том, почему хоккей его не отпускает.

«Автомобилист» перед нынешним сезоном настраивался на серьёзный результат. Был собран довольно внушительный состав, и готовил его к чемпионату мэтр Владимир Васильевич Крикунов. В «регулярке» екатеринбуржцы стали самой забивающей командой Востока, и долгое время шли в тройке лидеров конференции. Однако концовка гладкого сезона стала тревожным звоночком – шесть поражений в девяти матчах. В итоге в первом круге плей-офф «Автомобилист» встретился с «Металлургом» и уступил 1-4, а Владимир Крикунов решил не продлевать с командой контракт. Почему так получилось, опытнейший наставник рассказал KHL.ru.

01_20161103_AVT_TREN_BAS 1.jpg

«Хотел закончить, но медалей не выиграл»

- Не так давно появилась новость, что совместно с руководством «Автомобилиста» вы решили не продлевать контракт. Как пришли к этому решению?

- Хотел что-то выиграть – но не выиграл. Вот и ушёл. Думал добраться хотя бы до финала конференции, медали какие-то зацепить. Не получилось.

- При этом вы отметили, что есть желание работать дальше.

- Это желание остаётся. Буду рассматривать варианты, конкретных мыслей пока нет.

- Но летом вы говорили, что этот сезон для вас точно последний.

- Хоккей не отпускает! Хотел закончить, а всё никак.

- В прошедшей «регулярке» «Автомобилист» показал свой лучший результат за последние 10 лет.

- Сыграли бы и лучше, но с некоторыми ребятами промахнулись. К сожалению, Денис Бодров вот не смог выступить в сезоне, а хоккеист он очень хороший. Ещё – наши легионеры выдали не тот хоккей, который мы от них ждали. Они действовали в свою силу и сделали, что могли, но хотелось бы лучше. Сейчас ведь у нас в командах первую скрипку играют именно легионеры. А у «Автомобилиста» так не вышло.

Команда боролась, билась, сражалась, претензий к ребятам никаких нет. Это новогоднее первое место немножко нас скосило. Больше, чем всё остальное. «Медные трубы» не смогли пройти.

- Но в сезоне Екатеринбург одно время даже лидировал на Востоке!

- Да, мы двигались вперёд, и Новый год встретили на первом месте в таблице конференции. Может, в этом и была наша ошибка? Немножко подогнали команду, и парни могли посчитать, что можно тренироваться спустя рукава. Мол, само будет дальше получаться. Но ведь так не бывает. Чуть расхлябанности – и всё. Да, случились и травмы, однако это не оправдание, должны были после Нового года играть лучше. А мы немного расслабились, подуспокоились, в то время как все команды наоборот – собрались к плей-офф.

- А все думали иначе – мол, Крикунов готовит команду к плей-офф, нагружает, потому в концовке «регулярки» «Автомобилист» и проигрывает.

- На самом деле было не так. Нет, конечно же, мы работали. По ходу февральского перерыва уехали тренироваться в Чехию, готовились там. Но у нас выпал ключевой народ: по одному игроку из трёх звеньев. Эти ребята вернулись в строй к последним матчам «регулярки», даже не выступали в турнире, который в паузе в Екатеринбурге проходил. Некоторые вообще провели одну игру – и сразу плей-офф, после такого перерыва. То есть часть хоккеистов постоянно занимались на льду, были готовы, а часть – приболели. Не такие там, конечно, были травмы, чтобы не тренироваться... Но они пожалели себя. Думали, проскочат на лёгкости, на свежести.

01_20170908_AVT_JOK_BAS 9.jpg

«Не смогли пройти «медные трубы»

- В плей-офф – на лёгкости?

- Да, в плей-офф на этом выехать нельзя. Плюс, противником у нас был «Металлург», который в последние четыре года дважды брал Кубок и ещё раз в финале играл. Серьёзная команда с огромным опытом! Мы забиваем, ведём в счёте, и тут же соперник начинает действовать очень жёстко. И мы оказались к такому хоккею не готовы. Но это же плей-офф, тут надо ожидать и честной игры и не совсем честной – имею в виду удары исподтишка и всё такое. Слишком ставки высоки. А у нас в составе оказалось очень мало игроков, которые выступали в плей-офф и проходили хотя бы первый круг. Явно не хватило кубкового опыта.

- В этом причина неудачи в первом раунде?

- Мы собрали ребят, за которых не надо было платить, которые стали свободными агентами после 28-30 лет. Они вроде и опытные, но чтобы пройти «Магнитку», этого оказалось недостаточно. Вообще с Магнитогорском мы ужасно сыграли в неравных составах. В меньшинстве действовали неплохо, а большинство у нас не шло вообще, даже антирекорд вроде бы установили. За 40 минут численного преимущества не забили ни разу! То есть раз забили, но там уже пятый успел выйти, так что в статистике гол не остался.

Я говорил Трямкину: «Ты капитан! Имеешь право и потребовать, и высказать за поведение, за отношение к работе, всё по-настоящему». Но в первый год и в таком возрасте это сложно.

- При этом в регулярном сезоне «Автомобилист» забивал больше всех на Востоке.

- А если вы посмотрите статистику прошлых лет, то увидите: у меня команды всегда много забивают. Хотя все утверждают, что я такой «оборонщик» и играю только от обороны. Лет десять назад я работал в «Нефтехимике», и дважды мне тогда говорили, после матчей с Магнитогорском и с Омском: «Вот, у вас такая оборонительная тактика». А я отвечаю: «Посмотрите на результативность! У меня такая оборонительная тактика, что мы забиваем больше вашей атакующей команды».

- Как это выходит?

- Так получается, потому что мы на самом деле уделяем довольно много внимания атакующим действиям. Забивать-то надо, как иначе выиграть? Глухой обороной? Естественно, никто не говорит «давай, всё бросили и побежали в атаку». Но нападение в нашей работе всё-таки превалирует. А вот игру в большинстве на этот раз пропустили к сожалению...

- Был ли момент, когда пришлось составить с командой серьёзный разговор на повышенных тонах?

- Конечно, и не раз. И в конкретных играх, и по итогам какого-то отрезка. Был период, когда мы очень много пропускали, нападение не выполняло до конца свою задачу. Приходилось напрягать нападающих, когда они недотягивали. А потом они пошли вперёд – и оборона захромала. Это рабочий процесс: то одно подтягиваешь, то другое, приходится и жёстко разговаривать. Особенно в игре, когда разгильдяйничали. Хотя крупно мы почти не проигрывали. Может, один-два матча. Команда боролась, билась, сражалась, претензий к ребятам никаких нет. Это новогоднее первое место немножко нас скосило. Больше, чем всё остальное. «Медные трубы» не смогли пройти.

02_20171124_AVT_RIG_BAS 37.jpg

«Сделали Трямкина капитаном, а он немного стеснялся»

- Кто из игроков по ходу сезона превзошёл ваши ожидания?

- Кто сыграл лучше, чем в прошлом году – это Алексей Михнов. И забил больше, и очков набрал больше. Понятно, что это возрастной игрок, и какой-то супер-выдающийся результат он не показал, но мы очень довольны тем, как Алексей боролся и отдавал все силы. Остальные выступили на своём уровне.

- Все?

- Как уже сказал, больше ждали от легионеров. Пробовали их и с нашими игроками ставить, и всех вместе, один период они вроде неплохо вместе действовали. А потом разладилось, пошли какие-то обиды между собой, пришлось опять их разбить. Довольно стабильно выглядело звено Кучерявенко – Крикунов – Миловзоров. Хотя тут без травм не обошлось. Прилично тащил Якуб Коварж, особенно в первой половине чемпионата. Но мы на него всё взвалили, и он подустал. Всё-таки надо, чтобы с ним был второй вратарь, который мог бы ему давать передышку.

- Как удалось реанимировать Анатолия Голышева после предыдущего неудачного сезона?

- Не полностью он реанимировался, должен был выглядеть ещё лучше. Хотя ему одна травма заиграть в полную силу не даёт, болит постоянно. Вообще мы с Голышевым много разговаривали. Его губят как раз вот эти «медные трубы». Пока не хватает настоящей серьёзности. У Анатолия всё есть чтобы забивать, набирать много очков, но к сожалению, он пока относится к работе не совсем правильно. Конечно, молодой ещё, 23 года. Может, одумается. Потенциал-то отличный. Другой вопрос, что он должен пахать, тогда всё будет хорошо. Не зря же говорят, что талант – это 10%, а 90% – работа, так оно и есть.

Скажу так: сейчас я знаю, что нужно этой команде, чтобы она на следующий год выиграла медали. Где добавить, где убавить. И ведь надо совсем немного! Вижу всю картину, и описал её. 

- Кого можете выделить из местной молодёжи?

- Здорово вошёл в состав Андрей Обидин. В начале даже не планировали брать его на сборы, потом всё-таки взяли, и этот парень 1997 года рождения быстро-быстро подтянулся, адаптировался. У него неплохая перспектива стать игроком основы. Причём выступает Обидин и с краю, и в центре, а центральных у нас в хоккее сейчас маловато.

- В этом сезоне вы назначили капитаном «Автомобилиста» Никиту Трямкина. Что скажете о его будущем?

- Да, сделали Никиту капитаном, доверили ему команду. Только вот народ у нас собрался в основном взрослый, а Трямкин пока молодой, и он немного стеснялся. Я ему говорил: «Ты капитан! Имеешь право и потребовать, и высказать за поведение, за отношение к работе, всё по-настоящему». Но в первый год и в таком возрасте это сложно, конечно. Хотя я со своей стороны считаю, что из Трямкина получится и хороший игрок, и хороший капитан. Думаю, он ещё и сборной России поможет. Возможности в плане физики – колоссальные!

- Мог выступить и на Олимпиаде...

- Да. В конце сезона он у нас сыграл не очень, и тут виновато не только небольшое повреждение, а и разъезды. Когда в Корее Трямкина освободили из сборной, это не добавило ему эмоций, конечно. А сборная в итоге выиграла. Представляете состояние? Почти уже вошёл в состав, даже в Корею приехал, но в последний момент «пролетел». Он, конечно, вида не показывал потом, спокоен был, а внутри наверняка что-то царапало. Но Никита – парень серьёзный, не разгильдяй. Он год побыл в НХЛ, посмотрел, как там относятся к работе. Да и не последняя это Олимпиада! На две-то ещё точно может попасть. Главное – работать.

01_20171119_RIG_AVT_KOK 5.jpg

«Сейчас я знаю, что нужно «Автомобилисту»

- Самое позитивное впечатление этого сезона лично для вас?

- Оно в том, что команда играла хорошо, стабильно, без длинных неудачных серий и больших провалов. Мы всё время держались в тройке, даже на четвёртое место не опускались. Хотя четвёртыми в итоге и стали, оступились только в концовке.

- А какой главный вывод вы сделали для себя из прошедшего сезона?

- Скажу так: сейчас я знаю, что нужно этой команде, чтобы она на следующий год выиграла медали. Где добавить, где убавить. И ведь надо совсем немного! Даже в этом сезоне, сейчас «Автомобилист» должен был оказаться на месте «Трактора». А на следующий год – вообще 100% финал конференции.

- Значит, если к вам обратится новый главный тренер – всё расскажете?

- Я уже, в принципе, и так рассказал. От тренера ведь не всё зависит, есть ещё финансовые условия. От одних игроков отказаться, других взять... Вижу всю картину, и описал её. А руководство уже будет решать.

У Голышева всё есть чтобы забивать, набирать много очков, но к сожалению, он пока относится к работе не совсем правильно. Конечно, молодой ещё. Может, одумается. Потенциал-то отличный.

- Какие у вас планы на лето?

- Как всегда: поедем в Ригу, потом в Европу, будем отдыхать.

- За плей-офф сейчас следите? Какое у вас общее впечатление от матчей?

- Конечно, всё смотрю. На Востоке «Ак Барс», понятно, посильнее – и по составу, и вообще. Единственным шансом «Трактора» был вратарь, и держался он, пока хватало сил. Но у Казани селекция продолжалась до самого конца сезона, слабых мест у этой команды я особо и не вижу. И оборона на уровне, а нападение – так вообще... Плюс ещё эта тактика, в которую Хайдарыч играет – оборона, контратака, закрываются и всё. Не надо заранее думать, что Кубок достанется Западу.

- И кто, по-вашему, выиграет Кубок Гагарина?

- Однозначно на одну команду я не поставлю. Дал бы 51% за СКА и 49% за «Ак Барс»! Казань с таким составом и с такой тактикой – закрытый хоккей от обороны – может достать даже СКА.

01_20171030_AVT_SST_BAS 17.jpg

Досье

Владимир Васильевич Крикунов

Родился 23 апреля 1950 года в Кирово-Чепецке

Карьера игрока: «Олимпия» – 1970-1972; «Кристалл» – 1972-1967;, «Крылья Советов» – 1976; «Динамо» Рига – 1976-1982; «Динамо» Минск – 1982-1984

Карьера тренера: «Динамо» Минск – 1984-1991 (до 1985 – ассистент главного тренера, далее – главный тренер); «Есенице» – 1991-1993; «Целье» – 1993-1995; «Ак Барс» – 1999-2001, 2011; «Нефтехимик» – 2001-2004, 2008-2011, 2013-2016; «Динамо» Москва – 2004-2008; «Барыс» – 2011-2013; «Автомобилист» – 2013-2018. Кроме того, работал главным тренером сборных России, Словении, Беларуси, Казахстана, а также ассистентом главного тренера сборной Латвии.

Достижения тренера: двукратный чемпион Словении (1992, 1993), бронзовый призёр чемпионата Словении (1994), серебряный призёр чемпионата России (2000), чемпион России (2005), бронзовый призёр чемпионата мира (2005), обладатель Кубка Европейских чемпионов (2006)

Анна Овчинникова Анна Овчинникова
специально для khl.ru

Упоминания

Автомобилист  (Екатеринбург) Автомобилист (Екатеринбург)

Поделиться