Они вышли из зала вдвоем.
- Может, не надо интервью? – взмолился Гусев. Застенчивый, очень скромный парень.
- Никита, тебя ведь самым ценным игроком КХЛ признали, - настаивал я.
- Ну и что? У нас много ценных в лиге.
- Вот рядом с тобой стоит первый тренер – Геннадий Курдин. Давай вы будете вместе в кадре. Ради него.
Геннадий Геннадьевич показал взглядом Гусеву: «Никита, можно». Только тогда форвард СКА согласился.
- Его долго недооценивали. Но тем приятнее получить сейчас титул MVP, - говорил Курдин. – Чем дольше настаивается вино, тем чудеснее потом вкус. А помнишь, Никит, как я тебе сказал: «Ты годам к тридцати только заиграешь»? Видишь, сбывается.
- Я опережаю график, - засмеялся Гусев, которому сейчас 25 лет.
- А ты ещё будешь добавлять. Я в это верю! – воскликнул Курдин. И видели бы вы, как засияли глаза Никиты. Словно он вернулся в детство – в ту школу «Серебряные акулы», где делал первые шаги в хоккее вместе со своим закадычным другом – Никитой Кучеровым.
Через полгода Курдин перешел в СДЮШОР «Белые медведи» и забрал с собой нескольких ребят. Тогда и состоялся первый обмен в жизни Гусева.
«Я-то всегда верил в Никиту. Но помню, как он пришел ко мне впервые, - рассказывал тренер. – Маленький, щупленький. Форму ему с трудом подобрали. А тогда же была мода на больших, мощных... Они тоже нужны, конечно. Но в команде на первых ролях необходимы играющие ребята. Им приходилось выживать в хоккее. Проходить через это недоверие. Помню, Никиту отцепляли от сборной Москвы, да и другие приключения были. Но только время показало, как ошибались те, кто не верил в таких умных игроков как Гусев».
…Богдан Киселевич произнес замечательную речь со сцены: «Я хотел рассказать вам короткую историю, как я пришел в хоккей – минут на 12. Но не буду вас утомлять. Вижу, как вы устали. Вообще нашей лиге уже 10 лет, и это хорошая цифра. Хотя по мировым меркам это ничего. Но для нашей страны – супер. К сожалению, я в этом бизнесе всего девять лет. Потому что в первый год был занят прохождением вертикали МХЛ – ВХЛ. Мы, игроки – все стали продуктами этой системы. Девиз КХЛ: «Сильная лига – сильная сборная». И вот мы добились важного результата, победив на Олимпиаде. Поэтому всех благ и процветания лиге».
С церемонии закрытия сезона КХЛ я ехал в одной машине с Богданом. И он взахлеб рассказывал, что встретил на вечере своего первого тренера – Александра Миколенко. Они «зацепились языками», как сказал Киселевич, и взахлеб общались часа два.
А когда ещё говорить со своими учителями, с которыми не порвётся духовная связь, если не на таких мероприятиях. И все встречи неслучайны. Это КХЛ сделала сюрприз своим лауреатам, пригласив на торжественный вечер их первых тренеров.
Тренер Константина Барулина – Александр Ковалевский. Тренер Никиты Трямкина – Сергей Деменьшин. А у Виталия Кравцова был Игорь Знарок. Да, брат Олега Знарка. Не просто семья, а тренерская династия.
До глубины души растрогал момент, когда олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира Станислав Петухов вручал награду со сцены: «Много лет тому назад на одном из стадионов нашей Москвы я увидел мальчишку, который неплохо катался на коньках. Я спросил, нет ли у него желания заняться хоккеем. Он немножко отпирался: «Да что вы, куда мне?» - «Давай к нам в «Динамо». Ты сможешь приехать?» Дал ему адрес, объяснил дорогу. Он ответил: «Я постараюсь». Нашел в себе силы и действительно пришел на тренировку. С этого дня началась наша дружба. И вот сейчас он назван лучшим тренером юбилейного сезона КХЛ. Нет ни одного тренера, который мог трижды завоевать Кубок Гагарина. А вот Зинэтула Хайдярович Билялетдинов это смог».
Представляете? Билялетдинову уже 63 года. Эта история случилась больше полувека назад. А если бы Станислав Петухов прошел по другой улице? А если бы не встретил того мальчишку из московского двора? Кто стал бы олимпийским чемпионом, шестикратным обладателем золотых медалей первенства планеты? Кстати, Зинэтула – или Саша, как называли его в юности – начал играть в хоккей ещё в школе в дворовой команде, организованной бывшим футболистом киевского «Динамо» Аркадием Ларионовым.
…У каждого из нас был свой первый тренер. Не только в хоккее, но и в жизни.
«Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра? Того, кто нас выводит в люди. Кто нас выводит в мастера».



