Дмитрий Нестеров Дмитрий Нестеров
специально для khl.ru
Главный тренер «Автомобилиста» в эксклюзивном интервью KHL.ru – о том, всегда ли полезна победная серия, противостоянии с «Салаватом Юлаевым», игровой дисциплине, «прощании с командой» Якуба Коваржа и многом другом.

После существенного укрепления состава и мощной предсезонки многие болельщики видели «Автомобилист» если не в финале Кубка Гагарина, то уж наверняка в финале восточной конференции. И регулярный чемпионат, вроде бы, подтвердил эти ожидания. Уральцы начали с поразительной серии из 18 побед подряд, и, несмотря на небольшой спад, последовавший после этого триумфа, без вопросов стали первыми на Востоке. Однако в плей-офф команда Андрея Мартемьянова ничего не смогла поделать с поймавшим кураж «Салаватом Юлаевым» и остановилась в шаге от финала конференции. Однако и это достижение на данный момент лучшее в истории клуба, который явно не собирается останавливаться на достигнутом.

03_20190322_AVT_SYU_BAS_4.jpg

«Мы не сумели вовремя перестроиться на «Салават»

- Андрей Алексеевич, «Автомобилист» провёл последний матч сезона 22 марта, почти месяц назад. Чем всё это время занималась команда и вы лично?

- Ребята съездили отдохнуть, потом снова собрались, а мы, тренеры, никуда не уезжали, ходили на работу почти каждый день. Время на то, чтобы расслабиться, ещё будет. Ну а если говорить об эмоциях, то да, уже успели немного остыть.

- Тем не менее, ключевые моменты серии против «Салавата Юлаева» в голове, наверняка, прокручиваете.

- С одной стороны, они, конечно, не оставляют, с другой – зацикливаться тоже не хочется. Анализ сделан. Главный вывод – соперник именно в ключевых моментах был больше, скажем так, заряжен и в обороне, и в атаке. Победа над «Магниткой» придала «Салавату» дополнительный импульс уверенности. 

А мы, вроде бы, и старались атаковать, и бросков много на себя ловили, но… если свести всё к одной фразе – против Уфы мы продолжили играть так же, как против «Трактора». Хотя, соперник был уже другой. Более сильный и более мотивированный. При всём уважении к «Трактору» - он был ослаблен потерей из-за травм своих лидеров. И, хотя челябинцы здорово бились, по уровню мастерства они уступали «Салавату». А мы не сумели вовремя перестроиться. В этом есть и моя вина. Но опыт приобретается именно так. В работе.

Главная задача у всех, кто выходит на лёд – «укусить» в первую очередь лидеров соперника. И их «кусали» весь сезон, причём иногда очень сильно.

- Давайте немного подробнее остановимся на плей-офф. «Трактору» вы забили 13 голов в 4 матчах, «Салавату» - шесть в пяти. Причина в вас или в сопернике?

- Назову такую: наши лидеры, те, кто забил львиную долю голов в регулярке, оказались, скажем так, подвымотаны. Это тоже урок нам на следующий сезон. Надо было дать им в какой-то момент передохнуть, сделать так, чтобы в плей-офф они вошли более свежими. Конечно, надо отдать должное «Салавату». Блестящая игра Юхи Метсолы, плюс самоотверженность команды и ещё – они терпеливее нас играли.

- И всё равно это удивительно. Мало того, что они в регулярке проиграли вам два матча из двух, так ещё и ни одного гола не забили. Начался плей-офф – и в первой же игре наоборот вы не можете забить им ни одного.

- Не стал бы сравнивать регулярку и плей-офф, это абсолютно разные соревнования. Не знаю, что там у них внутри команды происходило, но гладкий чемпионат они проводили не так, как позволял их состав – хороший, опытный. И в плей-офф у уфимцев была просто запредельная мотивация, желание доказать свою силу. Даже проигранная серия с «Авангардом» в этом смысле показательна. «Салават» бился до последнего, хотя в некоторых моментах видно было, что игроки уставшие, измотанные.

03_20190316_AVT_SYU_BAS_10.jpg

«Перед четвёртым матчем на Доусе лица не было»

- Показалось, что, выиграв второй матч серии у уфимцев 2:0, вы взяли инициативу в свои руки, и всё пойдёт под диктовку «Автомобилиста». Но перелома не произошло.

- В плей-офф очень важно победить в первой игре серии. Сопернику удалось это сделать. Конечно, нам не хотелось уступать дома и во втором матче, парни это прекрасно понимали и выглядели очень хорошо.

- Показалось, что у «Автомобилиста» в самый неподходящий момент начались проблемы с дисциплиной. То Никита Трямкин привозит гол на ровном месте, то Стефан Да Коста не сдерживает эмоций.

- Безусловно, нас подвела недисциплинированность. В тех моментах, где надо было потерпеть, сдержаться - этого сделать не удалось. Много «дешёвых» удалений заработали, типа нарушения численного состава. Был один момент, который меня просто поразил в этом плане. Не буду говорить, какой именно, но после него разговор состоялся серьёзный, потому что так в хоккей играть нельзя. Ещё одна причина – не такие мы пока опытные турнирные бойцы, как «Салават». И как команда, и если говорить об отдельных хоккеистах. Например, тому же Жоре Белоусову 28 лет, но этот плей-офф был для него первым. Кто-то поиграл в плей-офф МХЛ, но, согласитесь, здесь всё несколько другое.

Может быть и не всегда хорошо начинать с такой серии – постоянно побеждать, бить рекорды и, в конце концов, зацикливаться на них. Не на игре, а на каких-то других моментах. Одно-два поражения могли бы команду взбодрить, опустить с небес на землю. 

- Можно ли сказать, что выход из строя Найджела Доуса перед четвёртым матчем серии стал одним из ключевых моментов?

- Вполне. Мы лишились лидера и, честно сказать, боевого духа не ощущалось на площадке. У Найджела было сильное отравление. Утром в день матча он позвонил нашему доктору, тот быстро принял меры… Но Найджел не ел весь день, и когда я его увидел, поразился. На нём просто лица не было. Обычно весь на позитиве, глаза горят, а тут – нет человека и всё. У нас, кстати, и Миша Мамкин по той же причине эту игру пропустил. Выпускать ребят на лёд просто нельзя было, по себе знаю, что это такое.

- Пятый матч, вы играете дома, всё в ваших руках. И вдруг – 0:2 после первого периода. Перегорели?

- Было огромное желание реабилитироваться перед болельщиками. Но, к сожалению настроение в духе «сейчас выйдем и всех порвём, а соперник ляжет» очень часто служит плохую службу. Ну а соперник забил дважды, и дальше у него всё пошло по накатанной. Меня в той игре приятно удивили ребята из четвёртого звена. Грачёв, Обидин, Рассейкин. Так что, и позитивные моменты есть.

- Не возникало внутри команды каких-либо психологических проблем, когда серия стала развиваться не по вашему сценарию?

- Пожалуй, да. И обозначились они ещё в четвёртой игре серии с «Трактором». Хорошо, что тогда лидеры взяли инициативу на себя. Доус, Литовченко и Секстон забили три гола после того, как был удалён Да Коста. Ведь в регулярке у нас был отличный показатель реализации большинства, а в плей-офф очень часто игра «пять на четыре» не получалась.

02_20190302_TRA_AVT_TAB_5.jpg

«Иногда и груз побед давит»

- Вернёмся к началу сезона. Команда здорово усилилась, наверняка вы ждали, что увеличится и спрос с неё. Были готовы к этому?

- Конечно, я знал, что задача будет поставлена серьёзная – финал конференции, ведь состав укрепляли не просто так. И я готов был её решать, в конце концов, для этого я сюда и приехал.

- 18 побед на старте, в том числе над «Ак Барсом», ЦСКА, «Магниткой». Можно ли сказать, что на вас давил груз побед?

- Именно так. Когда все начали об этом писать – начало и давить. Знаете, может быть и не всегда хорошо начинать с такой серии – постоянно побеждать, бить рекорды и, в конце концов, зацикливаться на них. Не на игре, а на каких-то других моментах. Одно-два поражения могли бы команду взбодрить, опустить с небес на землю. А тут вроде всё идёт хорошо, раз выигрываем… С другой стороны – переписали историю клуба, так что, есть и позитивный момент.

- Что случилось в середине ноября? Шесть поражений в восьми матчах – только ли следствие травмы Якуба Коваржа?

- Выход из строя основного вратаря, безусловно, сказался. Но к тому моменту мы своей игрой уже дали понять о своих намерениях, поэтому против нас уже все выходили, выкладываясь на полную, стало престижным обыграть «Автомобилист». Плюс – наступил небольшой спад. Но что мне понравилось – команда в этот период не паниковала. Я не уставал повторять ребятам: «Надо пережить, это пройдёт». Ровно, на одном уровне играть весь чемпионат невозможно.

Было огромное желание реабилитироваться перед болельщиками. Но, к сожалению настроение в духе «сейчас выйдем и всех порвём, а соперник ляжет» очень часто служит плохую службу.

- Может быть, стоит теперь иметь в составе двух примерно равных голкиперов?

- Пока всё шло хорошо, мы и с Володей Сохатским побеждали, он иногда подменял Якуба. Но, наверное, не справился с грузом ответственности, когда вдруг пришлось становиться первым. А вообще – я не большой сторонник того, чтобы держать двух сильных голкиперов. По большей части вратарь чувствует себя комфортно, когда знает, что он железно первый номер. А когда под ним сидит прямой конкурент – не всегда хорошо. Начинаются нервы… Ведь вратарь - такая специфическая профессия. Но мы Якубу верим, считаем, что он провёл хороший сезон, поэтому и продлили с ним контракт на два года.

- Правда, после окончания сезона он всех напугал, попрощавшись с командой.

- Да уж, весёлая получилась история. Он попрощался с городом, с болельщиками, имея в виду то, что едет в отпуск. По-русски он говорит неплохо, но, подозреваю, что где-то всё-таки произошло недопонимание. Он сам перепугался, стал звонить мне, объяснять. «Ладно, говорю, успокойся, всё в порядке» (смеётся). Ну что ж, пошумели немного вокруг его имени, ничего страшного не вижу.

02_20190226_AVT_TRA_BAS_8.jpg

«Наших лидеров «кусали» весь сезон»

- 8 января вы проиграли дома СКА (0:6), после матча вы сказали, что команда «не горела». Начали возникать проблемы с мотивацией?

- Скажу, что Питер вышел на эту игру супермотивированным, мы для них были прекрасным раздражителем. А вообще, сохранять предельную мотивацию постоянно крайне трудно. Прежде всего, потому что игры идут часто. Так что случаются и такие поражения. Гореть постоянно не получится, иначе к концу чемпионата от тебя один пепел останется.

- Насколько важным для вас было финишировать первыми на Востоке?

- Не принципиально, но в стратегическом плане очень помогло. Во-первых, дало в соперники восьмую команду конференции. Ну а во-вторых, клуб до этого в КХЛ вообще ничего не выигрывал, пределом мечтаний было попасть в плей-офф. Ну и потом не мог же я говорить: «Остановитесь, ребята, больше не надо выигрывать». Повторюсь: цели занять первое место на Востоке не было, но получилось и получилось, молодчики.

Против Уфы мы продолжили играть так же, как против «Трактора». Хотя, соперник был уже другой. Более сильный и более мотивированный.

- Могли бы вы назвать игроков, которые раскрылись в этом чемпионате и приятно вас удивили?

- Трудный вопрос. В принципе, все сыграли на своём уровне. Доус, Да Коста и Секстон – забивалы, которые делали свою работу. Понравился Лёша Василевский, который стал одним из лидеров команды, получил приглашение в сборную.

- Вы уже упомянули легионеров, и всё же по ним отдельный вопрос. Не показалось вам, что, зажигая в регулярке, в плей-офф они несколько потускнели и могли бы сыграть более результативно?

- Скажу, что в целом они провели хороший ровный сезон. Да, без спадов не бывает. Но вы же сами понимаете: главная задача у всех, кто выходит на лёд – «укусить» в первую очередь лидеров соперника. И их «кусали» весь сезон, причём иногда очень сильно. Так что, повторюсь, со своей ролью они справились.

- С этим составом можно было бороться за главный трофей?

- Честно говоря, я так далеко не заглядывал. Но рывок мы сделали, планку для себя подняли очень высоко. И в следующем сезоне будет намного сложнее.

04_20190322_AVT_SYU_BAS_22.jpg

«Работа на будущий сезон уже ведётся»

- Продолжаете смотреть плей-офф? Как по-вашему, состав участников финала закономерен?

- Обе полуфинальные серии получились мощными. «Авангард» выглядел посвежее, это было видно, прежде всего, в овертаймах. СКА и ЦСКА – абсолютно равные соперники, все матчи завершились, можно сказать, с разницей в полторы шайбы.

- Руководству «Автомобилиста» ещё предстоит подвести итоги сезона, оценить вашу работу. С каким настроем пойдёте на эту встречу?

- С нормальным уравновешенным настроем. После подведения итогов будет пресс-конференция, мне и там предстоит ответить на много вопросов, потому что наши журналисты задавать их любят.

- Есть ли у вас планы на следующий сезон, возможно, пожелания о приобретении определённых игроков, которые вы будете озвучивать руководству?

- Намётки, безусловно, есть, и работа ведётся. О своих желаниях я уже говорил. Надеюсь, будут приобретены качественные игроки. Хотелось бы, прежде всего, усилить оборону, но я понимаю, насколько ограничен здесь рынок. Да и наши пацаны прошли длинный путь и, я уверен, будут прибавлять.

- Молодёжный «Авто» рубится в финале МХЛ. Смотрите серию? Может быть, кого-то из молодых мы увидим в основе в следующем году?

- Конечно, смотрю. На сборы в расширенный состав, конечно, включим молодых ребят и дадим им шанс. У меня закон: за уши никого не тянем. Работай и пробивайся в основу. Пользуйся своими шансами, пусть они даже минимальны. Тогда мы увидим, что ты из себя представляешь.

01_20190129_AKB_AVT_TKH_11.jpg

ДОСЬЕ 

Андрей Алексеевич МАРТЕМЬЯНОВ 

Родился 30 марта 1963 года в Свердловске 

Карьера игрока: «Автомобилист» (Екатеринбург) – 1980-83 гг., 1984-91 гг., 1995-96 гг., ЦСКА (Москва) – 1983-84 гг., Олимпия (Словения) – 1991-92 гг., «Металлург» Мг – 1992-93 гг., 1996-97 гг., «Кёльнер» (Германия) - 1993-94 гг., «Ратингер» (Германия) – 1994-95 гг., ЦСК ВВС (Самара) – 1997-99 гг. 

Достижения игрока: чемпион СССР, чемпион Европы среди юниоров, чемпион мира среди молодёжи. 

Карьера тренера: ЦСК ВВС (Самара)-2 – 1999-2001 гг., (помощник главного тренера), «Газовик» (Тюмень) – 2001-06 гг., (помощник главного тренера), «Химик» (Воскресенск) – 2006-07 гг., (помощник главного тренера), «Автомобилист» (Екатеринбург) – 2007-09 гг., 2011-12 гг., (главный тренер), с 2018 г. – главный тренер, «Рубин» (Тюмень) - 2010-11 гг., (помощник главного тренера), «Сокол» (Красноярск) – 2013-15 гг., (главный тренер), «Южный Урал» (Орск) – 2015-16 гг., (главный тренер), «Амур» (Хабаровск) - 2016-18 гг., (главный тренер).

КХЛ благодарит пресс-службу ХК "Автомобилист" за помощь в организации интервью

Дмитрий Нестеров Дмитрий Нестеров
специально для khl.ru

Упоминания

Автомобилист  (Екатеринбург) Автомобилист (Екатеринбург)

Поделиться