Евгений Михайлов Евгений Михайлов
специально для khl.ru

KHL.ru открывает второй сезон аналитической рубрики «Тактический ход», посвященной тонкостям игры команд КХЛ. На очереди – самый результативный коллектив текущего сезона – «Автомобилист».

Нахождение команды под руководством Билла Питерса в лидерах Восточной конференции совсем неслучайно: «Автомобилист» на текущий момент является не только самым результативным коллективом КХЛ с 79 заброшенными шайбами, но и по реализации бросков занимает второе место во всей лиге (10,9%), уступая лишь «Йокериту» (13,53%).

По итогам двух месяцев регулярного чемпионата можно констатировать, что новому тренерскому штабу екатеринбуржцев удается максимально эффективно использовать имеющийся подбор игроков в атаке. На отсутствие исполнителей Билл Питерс пожаловаться точно не может. 42-летний Павел Дацюк ожидаемо не входит в список самых скоростных хоккеистов команды, занимая по этому показателю 9 место (14,9 км/ч), но за счет своих волшебных рук и неординарного мышления на льду Дацюк является лучшим в «Автомобилисте» по показателям Corsi (61,9%) и Fenwick (61,5%). Детально это означает то, что при нахождении Павла на льду уральцы совершили 180 бросков по воротам соперника, в то время как соперникам удалось довести шайбу до ворот «Автомобилиста» лишь 111 раз. Потрясающие руки позволяют Дацюку не только уверенно лидировать среди нападающих Екатеринбурга по проценту точных передач (78,9; 321 пасов из 407), входить в тройку лучших ассистентов КХЛ (15 результативных передач в 18 матчах), но и «прокачивать» партнеров. Алексей Макеев сейчас — лидер среди бомбардиров и снайперов КХЛ с 26 (15+11) баллами в 22 поединках.

Вариативность в атаке

Рассмотрим, каким образом штаб Билла Питерса выстроил игру «Автомобилиста» в атаке, чтобы она оказалась столь эффективной. Команда из Екатеринбурга не завершила ещё ни одного матча в текущем сезоне без заброшенных шайб. Надо отметить, что по возможности «Автомобилист» старается входить в чужую зону большим числом, стремясь выстроить в одну линию всю тройку нападения еще с раската.

Три нападающих «Автомобилиста» выстраиваются в одну линию с раската, после чего синхронно преодолевают нейтральную зону и входят в чужую

Есть и хороший вариант, когда с раската два нападающих сразу устремляются к чужой синей линии: хорошо это было продемонстрировано в матче против рижского «Динамо» (7:2), когда в ходе реализации такого варианта игры Алексей Макеев оформил хет-трик.

Если в прошлом сезоне уральцев критиковали за не слишком уверенную игру в позиционных атаках, сейчас она выглядит рациональной и вариативной. При доведении шайбы к «усам» кругов вбрасывания на пятак обязательно идёт один из нападающих, а занимающий позицию изначально в слоте также начинает движение вперёд, что усложняет игру соперника в позиционной обороне: опекающему в слоте игроку приходится выдергиваться со своей позиции, а игрок, владеющий шайбой на одном из флангов, в этот момент ищет варианты для прострела. Таким образом, «Автомобилист» стремится создать численное преимущество возле ворот соперника: помимо одного нападающего на пятаке, замыкать может и «отклеивающийся» из слота форвард, что создает проблемы противнику. Прострелы и проникающие передачи на ход хоккеисту из центра зоны — одно из главных оружий нынешнего состава Екатеринбурга в атаке.

Подключившийся вперед защитник Чарлз Геноуэй (№55) совершает прострельную передачу с правого фланга, на пятаке находится один нападающий, а форвард из слота движется из центра зоны к воротам под замыкание.

Не чурается «Автомобилист» и вариантов, когда он попросту «размывает» построение соперника в позиционной обороне. В следующем эпизоде игрок от левого борта отдает смелую диагональную передачу под синюю линию, где некому выкатываться под выстрел бросающего защитника Никиты Трямкина (№88), который, отметим, лидирует в КХЛ по количеству заблокированных попыток (52 блокшота в 22 играх).

Диагональная передача под бросающего от синей линии Никиты Трямкина (№88)

Эффективность в атаке зачастую также достигается за счет принятия простых, но правильных и своевременных решений. Так, в следующем моменте Трямкин (№88), владея шайбой на синей линии, не совершает бросок в створ, а, видя такую возможность, посылает ее в лицевой борт с отскоком на пятачок, где традиционно у «Автомобилиста» активно включены в борьбу сразу два нападающих.

Трямкин (№88) от синей линии посылает шайбу в лицевой борт с последующим отскоком на пятачок

Нахождение двух активных нападающих вблизи чужих ворот, когда шайба поднята «наверх» — аксиома, к которой «Автомобилист» стремится в атаке. Опять же, это довольно простая вещь, но своевременное и правильное «включение» двух игроков атаки создают серьезную угрозу для владений противника.

Шайба в позиционной атаке «Автомобилиста» находится на синей линии, на пятаке активную борьбу ведут сразу два игрока атаки уральской команды.

Если соперник в позиционной обороне начинается «сваливаться» на один из флангов, «Автомобилист» активирует опцию с созданием своеобразного треугольника наверху, где есть один разыгрывающий защитник на синей линии, а игроки у бортов по возможности выполняют длинные передачи, тем самым дальше «разрывая» построения соперника. Вновь: возле пятачка противника уже находятся два нападающих, создающих угрозы и помехи.

Розыгрыш шайбы в треугольнике наверху, два нападающих «орудуют» возле пятака соперника, позиционные построения соперника в обороне «разорваны»

Сильный и разнообразный подбор атакующих исполнителей позволяет разрешать и довольно смелые действия в позиционном нападении, «разрывающие» построения противника. В следующем эпизоде Джефф Плэтт (№16) в своей агрессивной манере резко включается с правого фланга, закатываясь к дальней штанге. Остановить его довольно сложно, ситуацию грамотно прочитывает владеющий шайбой на синей линии Чарлз Геноуэй (№55), который дожидается подключения партнера, после чего совершает наброс в свободное пространство у левой штанги, куда ворвался Плэтт.

Седьмое.png

Агрессивное включение Джеффа Плэтта (№16) с правого фланга атаки к дальней штанге и последующее завладевание шайбой после своевременного наброса от Чарлза Геноуэя (№55)

Безусловно, отдельно стоит отметить не только волшебного Дацюка, результативного Макеева, агрессивного Плэтта, но и защитников, благодаря которым «Автомобилист» столь вариативен в атаке. Никита Трямкин и Чарлз Геноуэй — лидеры КХЛ по объему катания. Трямкин лидирует с преодоленной дистанцией в 114381 метров, а Геноуэй идет вслед за ним с небольшим отставанием — 112881. Безусловно, для атакующих действий эти игроки обороны крайне полезны, причем в разных ситуациях. Рассмотрим эпизод во время смены «Автомобилиста», когда Геноуэй берет инициативу на себя и смело протаскивает шайбу в угол чужой зоны, в то время как партнеры проводят смену. Таким образом, вместо обычного раската из своей зоны игроки уральской команды могут сразу приступать к переходу в позиционное нападение.

Геноуэй (№55) берет инициативу на себя во время смены «Автомобилиста» и доставляет шайбу в угол чужой зоны

Если позиционная атака «Автомобилиста» получается затяжной, а шайба долго находится у одного из бортов, игроки переходят в так называемый cycling, когда закладывают виражи на фланге, попутно передавая шайбу друг другу. В это время третий нападающий оттягивается и идет на пятачок.

Передвижения хоккеистов «Автомобилиста» в затяжной позиционной атаке

Как и у многих команд КХЛ, основным при давлении в чужой зоне у «Автомобилиста» является форчек в «полтора» игрока. В следующем эпизоде нападающий F1 умело направляет атаку соперника на правый борт, где F2 успешно перехватывает шайбу, в то время как F3 перемещается к центру, чтобы перекрыть противнику этот «коридор» для выхода из зоны.

Успешные действия «Автомобилисте» в форчекинге с перехватом шайбы

«Автомобилист» также лидирует в КХЛ по игре в большинстве. Команда Билла Питерса реализовала 29,4% своих попыток — 25 из 85. Основная схема уральцев при розыгрыше лишнего — 1-3-1, которая также отличается вариативностью. Игроки «Автомобилиста» смело меняются позициями и используют разные опции для создания голевых моментов. Игрок, занимающий позицию в центре чужой зоны, часто начинает движение ближе к воротам соперника, обостряя ситуацию.

Анатолий Голышев (№15) спускается из центра зоны ближе к воротам соперника при розыгрыше большинства по схеме 1-3-1

Активно «Автомобилист» использует и накаты на пятачок с одного из флангов под прострельные передачи: в следующем эпизоде игрок, который изначально располагается у ворот соперника, выкатывается по лицевой линии на правый фланг, Анатолий Голышев (№15) включается со «слабого» фланга на пятачок, туда же из центра зоны накатывает Павел Дацюк (№13): оба могут опасно замыкать прострельный пас.

Анатолий Голышев (№15) и Павел Дацюк (№13) со своих позиций на левом фланге и в центре соответственно закатываются на пятачок под прострельный пас

Слабая игра на пятаке

А вот при игре в своей зоне «Автомобилист» не так хорош — и проблемы уральской команды довольно легко диагностировать. Ключевая из них — слабая игра на собственном пятачке, что проявляется при нахождении на льду разных пар защитников и в разных вариантах игры: как в равных составах, так и в меньшинстве. Рассмотрим эпизод при игре «4 на 5», когда ни одного из хоккеистов «Автомобилиста» не оказывается на собственном пятаке, соперник начинает резкое движение с левого фланга и опекающий его игрок в противоходе лишь ныряет в направлении своих ворот, пытаясь зацепить шайбу, в то время как еще один соперник без опеки находится на пятачке.

«Автомобилист», играя в меньшинстве, оставляет свободным свой пятачок, куда накатывается игрок «Авангарда», а второй хоккеист «ястребов» включается с левого фланга

Проигрыш пятачка — нередкое явление и при игре в равных составах. В следующем эпизоде защитник «Автомобилиста» уступает позицию возле своих ворот игроку «Авангарда» под номером №25, который производит бросок с опасной короткой дистанции.

Пятнадцатое.png

Случаются с командой из Екатеринбурга и совсем провальные с точки зрения тактики случаи. В следующем эпизоде игроки «Автомобилиста» полностью проваливают построение в позиционной обороне. У защитника, обозначенного D1, ломается клюшка, после чего он встряхивает руками и удаляется на смену вместо того, чтобы продолжать противостоять сопернику, который остается совсем без опеки у левой штанги. Защитник D2 находится возле своих ворот, но не закрывает ближайшего игрока «Авангарда». Крайние нападающие (LW и RW) опускаются слишком низко, хотя должны выкатываться под броски защитников от синей линии: таким образом, у «Авангарда» шикарная возможность, чтобы мощно атаковать бросками издали. Центральный нападающий (С) вместо того, чтобы занимать свою позицию в центре зоны, сопровождает игрока на фланге: таким образом, огромное пространство в зоне «Автомобилиста» остается абсолютно свободным для различных атакующий вариаций противника.

Провальное позиционное построение «Автомобилиста» в своей зоне

Надо отметить, что слабая игра на пятачке «сопровождает» «Автомобилист» во встречах с соперниками самого разного уровня.

Поэтому легко понять, почему «Автомобилист» в ходе паузы в чемпионате укрепляет оборонительную линию: команде не хватает надежных защитников, вокруг которых можно строить качественную позиционную игру в своей зоне. Безусловно, для атакующего стиля Екатеринбурга такие игроки как Чарлз Геноуэй — сильнейшие помощники, однако чем ближе будут игры плей-офф, тем сильнее будут проявляться проблемы «Автомобилиста» при игре у своих ворот. На данный момент у тренерского штаба и менеджмента уральской команды есть временной гандикап для исправления этой проблемы, а атакующий потенциал коллектив Билла Питерса вряд ли растеряет.

Евгений Михайлов Евгений Михайлов
специально для khl.ru

Упоминания

Автомобилист  (Екатеринбург) Автомобилист (Екатеринбург)
Поделиться
Прямая ссылка на материал
Распечатать