– Вы были первым чемпионом в истории КХЛ, забили «золотой» гол. Насколько сейчас для вас интересно смотреть на первых чемпионов в хоккее 3х3?
– Конечно, это интересно – всё-таки, первый опыт такой. Совсем другой формат в игре 3х3, неклассический. Видно, если посмотреть первые игры сезона и матчи Суперфинала, что у команд уже есть своя система, схемы вырисовываются, появляются звёзды, буллитмейстеры, кто реализует буллиты, ветераны ставят победную точку по буллитам (речь о победной попытке в серии бросков финала Ильи Крикунова – прим.авт.). Очень интересно было, для меня это такой азартный хоккей, совсем не похожий на классический, поэтому он и привлекает совсем другую аудиторию.
– Исходя из этого опыта, что вы ждете на следующий сезон от Чемпионата КХЛ 3х3?
– Хотим развивать этот вид спорта, это направление, потому что оно привлекает зрителей, у него уже есть своя база болельщиков, которая, я уверен, будет увеличиваться. Также мы ждем, чтобы этот турнир не проходил только в Москве. Конечно, у нас есть сложности с аренами, потому что этот размер площадки не везде есть. Но ждём, что он появится и в регионах, чтобы мы смогли и там для болельщиков проводить игры, тур. Ну и, конечно же, есть над чем подумать – мы уже сделали выводы, Департамент судейства вносит предложения, как сделать эту игру ещё более динамичной, потому что есть нюансы, над которыми мы летом поработаем и внесем точечные изменения.
– Игроки стоят за воротами.
– Это один из моментов, да. Есть и по поводу смен разговоры, мы всё это анализируем, общаемся и с тренерскими штабами, и с игроками, собираем всю информацию, которую проанализируем и внесём изменения на следующий год.
– Если охарактеризовать это межсезонье в КХЛ одним словом, как бы вы его описали?
– Непредсказуемость, как и прошлый сезон (улыбается).
– Думали ли вы, что оно будет настолько непредсказуемым? За один месяц произошло столько событий.
– Не предполагал, если честно, для меня некоторые события тоже были прямо шоком, ударом. Один даже «Витязь», снятие с чемпионата – мы в марте получили все финансовые гарантии от клуба, были на связи, всё шло хорошо. Но здесь внезапно объявляют, что клуб дальше не будет существовать на следующий сезон, не будет принимать участие [в Фонбет Чемпионате КХЛ]. Для нас, конечно, это тоже было шоком.
– Было очень много разговоров, что для «Витязя» искали спонсора. Вы как Лига способствовали, сообщали ли вам, были ли какие-то у «Витязя» варианты спастись?
– Варианты были, да, мы разговаривали с руководством. Давали им отсрочку, время, чтобы провели переговоры с новыми спонсорами, с партнёрами для того, чтобы сохранить клуб. Но, к сожалению, это не увенчалось успехом. И нам уже надо было принимать решение, у нас, в принципе, был уже свёрстан календарь для всех команд с участием «Витязя», но пришлось полностью переделывать. Конечно, мы сейчас специально дали время, чтобы клуб смог воспользоваться своими активами – игроками: до 15 июля они остаются под контрактами, и права на них сохраняются у «Витязя» для того, чтобы они смогли это использовать и покрыть долги. Всё-таки мы знаем, что [у клуба] есть долги перед партнёрами и перед игроками, чего мы не хотим, поэтому даём время для того, чтобы они попытались закрыть все долги перед игроками.
– А как это возможно? Они уже не участники КХЛ, и как проходят сделки?
– У них права всё равно сохраняются, они сейчас если захотят кого-то продать, то это допустимо. Любой клуб может приобрести права на игрока или самого игрока за какую-то денежную компенсацию.
– Лига объявила о том, что до конца сезона 2029/2030 «Витязь» не будет участвовать в КХЛ. Если клуб всё-таки найдёт инвесторов, спонсоров, вы допускаете, что они смогут вернуться раньше установленного срока?
– Всё возможно, знаете, мы будем разговаривать. Пусть сначала появятся спонсор, желание у «Витязя», где они будут базироваться. Мы всё это тщательно проработаем, чтобы в будущем не было таких ситуаций, которая случилась этим летом.
– Вся эта ситуация не дискредитирует понятие «финансовых гарантий», и, может быть, Лига к этом подойдёт как-то более серьёзно с другой стороны?
– Пытаемся, берём финансовые гарантии, получаем от клубов, проверяем их – тщательно проверяем все гарантийные письма от компаний, которые ручаются за тот или иной клуб. Поэтому, знаете, здесь всё так сложилось, что всё буквально быстро поменялось, и совсем прекратилось финансирование. Далеко ходить не надо, на днях такая же ситуация с клубом ВХЛ произошла, и что с этим поделать? Мы уже вышли из этой ситуации, сделали новый календарь, в клубы разослали. У нас чуть-чуть состав участников по дивизионам и конференциям поменялся, вы знаете – «Лада» переместилась [на Запад]. Поэтому в равных условиях клубы заходят в следующий сезон.
– Как было принято решение о переводе в Западную конференцию именно «Лады»? Спрашивали ли мнение клуба, играл ли роль спортивный принцип?
– Спортивный и географический принцип, конечно, способствовал. Мы общались с клубом, оповестили их, что рассматриваем [такой вариант], и у клуба не было никаких противоречий этому решению, все это понимали. Здесь это было вынесено на голосование Правления, потом было принято на Совете директоров. Все знали, понимали и согласились с этим, потому что и по спортивному принципу равноценная замена на Западе происходит, «Витязь» и «Лада» находятся в том же рейтинге по нашим подсчетам со спортивной точки зрения, ну и по географическому расположению.
– Пара вопросов про Чемпионат КХЛ 3х3. Правда ли, что количество участников в новом сезоне увеличится с восьми до 12 команд?
– Рассматривается такой вариант. Сейчас закончили сезон, будем разговаривать с нашими партнёрами Fonbet и Winline, мы им благодарны за то, что провели этот экспериментальный сезон. Уже всё понимаем, довольны Суперфиналом, что перебрались сюда (на «ЦСКА Арену» – прим.авт.) из Щербинки, сделали для болельщиков хорошую арену и фан-зону для того, чтобы это поистине был фестиваль, и наши ребята КХЛовцы участвовали в мини-турнире, очень положительные отзывы от них. После того опыта, который они получили в Мытищах (там в 2022 году прошёл первый турнир КХЛ 3х3 – прим.авт.), они говорили, что были расстроены тем, что больше нет хоккея 3х3, спасибо, что вы сделали турнир, для нас это очень интересно и важно.
– Какие команды могут добавиться? Запад практически проигнорировал первый чемпионат, только Восток играл.
– Здесь мы исходим из КХЛ – будем рассматривать, конечно, желание клуба. Пригласим клубы для рассмотрения участия в следующем сезоне, оповестим их, когда он будет начинаться, по каким правилам будем играть, если какие-то изменения произойдут. Без желания клуба мы ничего не сделаем и никого не заставим. Кто захочет – тот и присоединится к нам, чтобы полноценно участвовать в Чемпионате 3х3 и добиваться высоких результатов.
– Это, в принципе, малобюджетный формат. Может ли «Витязь» сказать: «У нас нет денег на КХЛ и ВХЛ, но в 3х3 мы готовы играть»?
– Сейчас рассматриваются только команды от клубов КХЛ, мы хотим, чтобы [использовали] эту вертикаль и профессионализм, те наработки, что есть сейчас в клубах, для того, чтобы наши игроки из МХЛ и КХЛ могли участвовать в этом турнире.
– Говоря о правилах, насколько правильная идея, что чемпионство было разыграно в серии бросков? Может, стоило ввести «золотой» овертайм?
– В принципе, здесь совсем другой формат. «Золотой» овертайм, знаете, мог бы проходить очень долго. Буллиты? Здесь за удаление дают буллит. В этой игре буллит – это в порядке вещей.
– Если честно, улыбнулись, когда увидели «Ак Барс» в финале? Первое чемпионство снова могло быть у «Ак Барса».
– Всё могло быть (улыбается), но видите – Уфа [победила]. «Зелёное дерби» у нас уже складывается здесь, в 3х3, в первом финале – интересное противостояние, где всё решилось в серии бросков.
– В КХЛ с каждым годом растёт посещаемость, очень приятно видеть статистику. Как вы оцените будущий сезон с учётом того, что минус арена «Витязя», но СКА съехал из «СКА-Арены», и там теперь будет «Куньлунь Ред Стар»? С Лигой это, может быть, даже не обсуждают или обсуждают?
– Что переехали они?
– «СКА-Арена» – это фронтмен, там собиралось очень много народу, и это поднимает статистику всей Лиге.
– Конечно, мы на это надеемся, знаем, что в «Куньлунь Ред Стар» пришло новое руководство, амбициозное, которое знает, как работать. Они уже показали работу в другом клубе, поставлены высокие задачи и цели перед руководством клуба. Надеемся, что они их выполнят, и «СКА-Арена» будет заполняться. И мы хотим, может быть, ещё доработать чуть-чуть, там есть несколько игр пересечения с командой СКА, для того, чтобы развести эти команды в день проведения матча, чтобы в один день они не играли. Надеемся, что «СКА-Арена» будет заполняться. Посещаемость растёт, и знаете, наверное, после такого непредсказуемого лета следующий сезон будет ещё более непредсказуемым. Мы на это надеемся, и это привлекает болельщиков, из-за этого они будут ходить [на матчи].
– Александр Крылов возвращается в КХЛ. Общались ли вы с ним? Насколько это хорошо для Лиги, что возвращается человек с большим опытом в хоккее и бизнесе?
– Конечно, мы общались, знаем о переезде. Всё, что я ранее сказал – и разведение по дням, и первая игра неслучайно совпала: «Куньлунь Ред Стар» против СКА для того, чтобы «СКА-Арена» заполнилась, болельщики СКА пришли поболеть, это всё будет проходить в Питере. Работа будет вестись, есть амбициозные планы по развитию «Куньлунь Ред Стар», это нас радует, потому что, как вы знаете, Александр показывал свою высокую хорошую работу в другом клубе. Надеемся, что и сейчас он проявит себя с самой лучшей стороны, чтобы развить и популяризировать «Куньлунь Ред Стар» с прицелом перевоза команды в Китай.
– Мы ничего не слышим про «Барыс»: про их спонсора, руководство, нет новичков. Есть ли от них какие-то финансовые гарантии?
– Есть, но конкретно мы с руководством [клуба] встречаемся 16 июля, они приезжают сюда. Будем садиться и детально разговаривать абсолютно про всё, поэтому только после этой встречи я смогу рассказать что-то поподробнее.
– Есть ли по ним какие-то сомнения или претензии, что они могут зайти в сезон только казахстанскими игроками, а это не уровень КХЛ? Есть ли у вас такие переживания?
– Надеемся, что всё наладится и исправится. Всё-таки там есть другой закон – нельзя тратить бюджетные деньги на легионеров. Давайте мы встретимся, детально поговорим, обсудим всё, и тогда уже… По нашей информации есть дополнительный спонсор, который хочет привлекать тренеров из другого государства. Давайте дождёмся встречи.
– Неожиданно для всех Роман Ротенберг лишился поста главного тренера СКА. Многие отмечали, что для Лиги это может быть удар по популярности, потому что он запомнится своим поведением на пресс-конференциях, и это привлекало зрителей, не только хоккейных. Что для вас уход Ротенберга с тренерской должности и ждёте ли вы его возвращения в КХЛ именно в качестве тренера?
– Это хоккейная жизнь, знаете – и игроков меняют. Руководство СКА приняло решение поменять вектор развития. Мы довольны, что Роман Борисович не ушёл совсем из хоккея, он всё-таки поменял клуб, сейчас в московском «Динамо» он уже активно занимается развитием детской школы, там уже есть изменения, и молодёжной команды. Думаю, всё равно амбиции и желание развивать клуб у Романа Борисовича есть, и он всё это переложит на клуб КХЛ, будет помогать – думаю, в скором будущем мы услышим его интервью по поводу развития клуба, и он нам расскажет много чего интересного.