Николай Коваленко выступал в КХЛ с 2017 по 2024 годы за «Локомотив» и «Торпедо». Всего на его счету 304 матча, в которых он набрал 158 (62+96) очков.
— После Северной Америке сложно включаться в тренировки уже в начале августа?
— Не сказал бы. Я начал тренироваться уже давно. После сезона даю себе максимум три-четыре недели отдыха и возвращаюсь к работе. Сначала в зале, потом перехожу месяца за два с половиной до сезона на лёд.
— Смена команды и возвращение в Россию повлияли на летний отдых?
— Чуть-чуть планы изменились, но мы с женой успели отдохнуть. У нас уже давно запланировано, что летом мы уезжаем в Америку, отдыхаем там и тренируемся. Просто побыли там чуть меньше.
— Что было после того, как закончился прошлый сезон в «Сан-Хосе»?
— Началась работа агентов — как в Северной Америке, так и в России. Моё дело было отдыхать и готовиться к сезону, как жизнь показала — к России. Поступило предложение, пообщался с женой и принял решение вернуться и подписать контракт с ЦСКА.
— Изначально права принадлежали «Торпедо», то есть вы могли оказаться в Нижнем Новгороде.
— Я же тут ни при чем. Не я управляю правами. Клуб распоряжается, как поступить с тем или иным игроком. Они решили обменять права в ЦСКА.
— Прошлый сезон получился событийным: обмен из «Колорадо» в «Сан-Хосе», смена тренера и игровой философии. Какой опыт извлекли на будущее?
— Дальше пока не смотрю. С недавних пор понял, что случаются непредсказуемые вещи. Поэтому в будущее, даже на год, не заглядываю. У меня есть два года контракта, но вы понимаете, что всё может произойти. Моя главная цель — закрепиться в ЦСКА, держать планку и не снижать уровень, быть стабильнее и прогрессировать. А дальше — готовиться к плей-офф.
— Какой опыт из прошлого сезона вы извлекли на будущее?
— Колоссальный! Я познакомился с многими людьми — как перед кулисами, так и за ними. Тренеры, нутрициологи, реабилитологи — со многими поддерживаю связь. В первую очередь хочу поблагодарить людей, с которыми работал. Там работают очень умные люди — и в хоккее, и вне хоккея. Всё понравилось, как и города. В Денвере погода подходит мне больше. Она примерно как в Москве: и снег, и осень, и весна. В Калифорнии более весенний образ жизни — 15-20 градусов тепла. Зимой там ещё не был, но не думаю, что там снег.
— ЦСКА возглавил в межсезонье Игорь Никитин, тренер-чемпион. Что в нем выдает человека, умеющего побеждать?
— Отдача к своему делу и работоспособность. Дисциплина каждый день в тренировочном процессе, вне льда. Что надо следить за собой, как профессиональные спортсмены, а не просто так прийти и поиграть в хоккей. Как один тренер говорил: мы всё-таки не за фантики играем.
— Менталитет победителей в ЦСКА прививается с первых дней сборов?
— Конечно. ЦСКА за последние семь лет выиграл три Кубка Гагарина. Это очень титулованная команда. Цель всегда быть номером один. О мотивации и той же цели говорить не стоит. Она одна — кубок. И самое главное — это подготовка. Сезон — это подготовка к самому интересному и самому любимому этапу нашей жизни.
— Летняя рутина на сборах — самая утомительная в чемпионате?
— Я бы не сказал, что она самая утомительная. Знаете, когда тренируешься один целое лето, или с тремя-четырьмя ребятами, может стать скучно. Поэтому я очень рад вернуться в Россию, снова погрузиться в работу с ребятами. Это классное время — в первую очередь командное, чтобы появился коллектив, костяк. Это важный процесс в жизни команды перед сезоном.
— Вы увидели в подходе Никитина за время сборов что-то общее с тем, что сталкивались за океаном?
— У каждого тренера свой подход. Кто-то много внимания уделяет видео, кто-то индивидуальным собраниям. Кто-то больше времени на льду в процессе «один на один», «два в два». Кто-то больше времени в «три в два», «четыре в три», «три в один» и так далее. Всё по-разному, у всех разный подход. Я бы не стал выделять или сравнивать. Я провёл за океаном только один год, не с чем сравнить. В Северной Америке нет такой предсезонки — приезжаем максимум на две недели, и уже чемпионат начинается.
— После «тики-таки», в которую вы играли в «Торпедо» с Игорем Ларионовым и Андреем Козыревым, стиль ЦСКА совсем другой?
— Вы знаете, главное — цель, а не стиль. Цель каждого игрока — принести пользу для команды. Что бы он ни делал — заблокировал бросок, вывел шайбу, закрыл зону — если это помогает команде выигрывать матчи, то это идеальный способ идти к цели.
— Важной частью игры «Локомотива» Никитина был контроль шайбы. На сборах ЦСКА заметили акцент на этом компоненте?
— Без шайбы играть тяжело: приходится всегда отбирать её. Поэтому кто владеет шайбой — владеет преимуществом. И появляется больше шансов создать атаку. Поэтому все стараются не отбрасываться от шайбы, а как можно больше контролировать её в зоне атаки.
— Как человек, который играл за океаном, вы помогаете новичкам из Северной Америки адаптироваться?
— Если меня спрашивают — конечно, могу помочь. Но у нас есть ребята, которые лучше меня говорит по-английски. Они больше помогают.
— Какие места Москвы надо посетить иностранцу, чтобы познакомиться с городом?
— Я большую часть жизни провёл в Ярославле. Не сказал бы, что меня удовлетворяет время, которое уходит в Москве на дорогу. Каждый выбирает досуг на свой вкус: кто-то гуляет в парке возле дома, кто-то посещает театры, зоопарки и другие места. Каждому своё. Кто в каких городах вырос, тому это и ближе всего. Если вырос в большом городе, то час-два в дороге — нормально. Если в маленьком — это уже много.
— То есть вам ближе размеренный ритм Ярославля?
— Да, конечно. В Ярославле до любого места максимум 30 минут, а не полтора часа. Честно говорят, я люблю свободное время проводить с женой или погулять с собакой. Можем, конечно, съездить в какой-нибудь торговый центр, но пока на это нет времени.
— Какие впечатления от игры в звене с Дмитрием Бучельниковым и Денисом Зерновым?
— Между нами уже есть какой-то коннект. Но нужно его дорабатывать. Есть к чему стремиться и над чем работать. Надеюсь, за две-три недели мы его отточим.
— Бучельников провел классный прошлый сезон в «Витязе». Видите, что сейчас он готов к большим делам в ЦСКА?
— Всё зависит от психологии игрока. Уверен, что в команде все хорошие хоккеисты, все могут отдать или бросить. Дальше — уже психология: как реагируешь на проигрыши, ошибки. Нужно думать о текущем моменте, а не акцентировать внимание на прошлом. В этом заключается мастерство и профессионализм.
— ЦСКА — команда с перманентно высоким спросом. Почувствовали это за предсезонку?
— Конечно. Я сразу понимал, в какую команду иду и какие здесь цели. Когда подписывал контракт, понимал, что команду возглавил Игорь Валерьевич. Высокий спрос — для меня не новость.
— Возможность поработать с Никитиным — одна из причин, по которой вы выбрали ЦСКА?
— Каждый хочет работать с тренером-чемпионом. У нас большие шансы побороться за кубок, и титулованные тренеры, собранные в штабе, помогут нам в этом. Всё в наших руках.
