— Прошлое лето было связано с Кубком Гагарина, нынешнее — с вылетом в первом раунде плей-офф. Межсезонье сильно отличалось?
— Да, лето получилось разным. После чемпионства времени на отдых было меньше — давал много интервью, ездил на разные шоу. Не успел толком восстановиться, залечить травмы. Сезон вышел скомканным. А после прошлого сезона времени на отдых было больше — и физически, и ментально. Уже в мае начал тренироваться и готовиться к новому сезону.
— После свалившейся популярности, шоу, интервью было трудно оставаться на земле?
— Тяжело в том плане, что отдавал много энергии, а взамен ничего не получал. Интервью и шоу — это нормально, но в меру. Когда их слишком много, начинаешь распыляться. Сейчас стараюсь сосредоточиться на хоккее.
— Энергообмен, о котором говоришь, не мешает тому же Егору Яковлеву появляться на разных проектах.
— Егор постарше, он знает, сколько нужно общаться с прессой. А на меня все это свалилось в молодом возрасте, я не понимал, как правильно нужно делать. Плюс выиграли кубок, получил индивидуальные награды, много внимания… Казалось, все идет отлично. А потом понимаешь, что что-то было лишним.
— После чемпионского сезона, когда ты стал MVP плей-офф, не давило, что от тебя ждали выдающейся игры постоянно?
— Давления не было, но я сам от себя ждал большего. Что после кубка надо повторить этот результат. Этим я сам себе мешал. Я играл неплохо, но постоянно хотелось лучше и лучше.
— Планка требований к себе выросла после Кубка Гагарина?
— Я всегда требователен к себе. Многого жду от себя, стараюсь все показать. Видимо, после кубка подумал, что могу играть еще лучше, и этому было тяжело соответствовать.
— Считаешь, что можешь играть еще лучше, чем в чемпионском сезоне?
— Думаю, да. Потенциал есть, я его чувствую. Вратари раскрываются чуть позже, с возрастом. Надеюсь, все получится. Но надо сказать, что в нашей победе не все сделал только я. У нас была отличная команда. Благодаря единой работе мы добились кубка.
— Было странно читать мнения, что Набоков провалил прошлый сезон. Статистика осталась на прежнем уровне. Как сам оцениваешь этот отрезок?
— Сезон сложился не так, как я хотел. Хотел большего, но получилось просто сыграть на своем уровне. После чемпионства этого недостаточно.
— В штаб «Металлурга» вернулся Клемен Мохорич, приложивший руку к твоему развитию. Связываешь с этим прогресс в новом сезоне?
— Да, в штаб вернулся тренер вратарей, с которым мы брали Кубок Гагарина. С ним я заходил в «Металлург». Мы работаем, готовимся, сезон все покажет. У нас в штабе все тренеры сильные, все вносят свой вклад.
— В «Металлурге» с вратарями занимаются три человека: помимо Мохорича, это Александр Судницин и Василий Кошечкин. Как делится нагрузка?
— Они обсуждают вместе, что нам лучше дать из упражнений. Каждый вратарь индивидуален, к каждому нужен свой подход. База у нас одна, но нюансы каждый подсказывает индивидуально.
— К 22 годам ты полностью сформировался как вратарь или техника еще меняется?
— Что-то меняю. Хоккей развивается, перенимаем что-то новое. Иногда даже в сезоне меняем свою игру. На предсезонке — тоже. Это абсолютно нормально.
— Полностью стиль вратаря изменить невозможно, ведь так?
— Глобальные изменения не произвести, но детали, в которых можно добавить, меняем каждое лето. Сейчас стараюсь немного поменять стойку, чтобы ловушка была более развернута к шайбе. Это поймут только те, кто разбираются во вратарском деле, — обычный болельщик вряд ли заметит различия.
— Как пришли к этому?
— Мне подсказали тренеры. Они просматривают наши игры, посоветовали держать ловушку по-другому, чтобы закрывать большую часть ворот. Я послушал и согласился с их мнением. Теперь стараюсь менять это.
— Разворот ловушки — рефлекс, выработанный годами. Сложно перестроить работу кисти?
— Сложновато. Техника ловли шайбы отличается. Я уже немного привык, думаю, все получится.
— Лето было насыщенным — поездка в США, тренировки с мая и запоминающаяся поездка на рыбалку, о которой Никита Гребенкин рассказал в одном шоу. Можно твою версию приключений услышать?
— Все было так, как Никита рассказал в интервью. Приехали на рыбалку, попали в грозу, начался град, ливень. Главное, что мы здорово провели время, получили положительные эмоции. Рыбы нет, но было весело. Есть что вспомнить.
— Никита усомнился в твоих рыбацких навыках. Есть что ему ответить?
— Он немного приукрасил. Сам говорил: «Давай-давай, поехали, я — рыбак, знаю, как ловить», а в итоге поймали только приключения.
— Такой отдых давно вошел в твою жизнь?
— Я всегда любил рыбалку, ездили рыбачить в детстве. Активный отдых мне по душе.
— Что еще делал летом?
— Отдохнул, съездил домой к родным, привел время с ними. Закрыл вопрос с учебой, постепенно готовился к сезону. Съездил в Денвер, увиделся с администрацией и тренерами «Колорадо».
— Ты теперь дипломированный специалист — тренер. Образование — страховка на будущее?
— Образование нужно всем. Каждый должен учиться. Никогда не знаешь, что будет в жизни. Учеба давалась не особо тяжело. Поблажки для спортсменов были, все-таки не всегда могу присутствовать. Мне давали задания, я их делал — старался учиться.
— Почему решил остаться еще на сезон в «Металлурге»?
— Хочу провести в КХЛ еще один сезон, набраться опыта, подготовиться, помочь команде выиграть Кубок Гагарина. Выучить английский и поехать в НХЛ более готовым.
— Какой твой уровень английского по шкале от 1 до 10?
— Ноль. С английским пока тяжело, но постепенно учу, занимаюсь с репетитором. Есть приложение «Дуолинго» – постепенно изучаю язык.
— Долго думал об аренде в «Металлург»?
— Да, долго думал, как будет лучше, советовался с семьей, спрашивал мнение тренеров. Долго думал, ехать или нет, и считаю, что принял верное решение. Желание играть в НХЛ есть, но важно быть готовым к этому. Играть пару сезонов в АХЛ не хочется, лучше развиваться здесь в КХЛ — эта лига сильнее, здесь больше мастеровитых игроков.
— Летом принял участие в «Матче года». Уже чувствуешь себя своим среди звезд — Овечкина, Малкина, Бобровского?
— Нет. Так же как дети подходят ко мне и стесняются, так и я веду себя с ними. Это большие люди в спорте! Смотрю на них, и глаза горят. Хочется добиться их высот. На «Матче года» видел многих русских вратарей, которые играют в НХЛ: Бобровского, Шестеркина, Сорокина, Василевского. С Сергеем даже немного пообщались, но рассказывать об этом не буду (улыбается).
— Бобровский был когда-то примером для тебя?
— Бобровский — кумир многих ребят. Он — профессионал. Несмотря на все заслуги, он остается скромным человеком. Сергей доказал свой уровень, несмотря на негатив, который был, когда он только перешел во «Флориду». Три финала и два Кубка Стэнли говорят сами за себя.
— Состав «Металлурга» за лето обновился. Веришь, что команда способна на многое?
— Да, мы подписали сильных игроков. Мастеровитые парни, звёзды КХЛ. Собирается отличная команда. Думаю, мы можем высоко забраться и выиграть кубок.
— Владимир Ткачёв на тренировках опасен?
— Да, Володя — очень техничный нападающий. Порой посмотришь на него и думаешь: как он это делает на льду? Большой мастер! Знает, где открыться, как отдать передачу. Всегда ожидаешь от него что-то новое. Думаю, он поможет нашей команде.
— Низкорослое нападение станет проблемой для «Металлурга»? Как реагируешь на подобные шутки?
— Нормально реагирую. Сейчас это не играет большой роли. Хоккей сейчас быстрый, скорости высокие. Не вижу проблемы, что у нас не высокие нападающие. Они все быстрые, все с характером, будут так же лезть на пятак. Все парни — бойцы.
— На предсезонке традиционно заходит много молодых парней, среди них Полтавчук, Нечаев. Что скажешь по ним?
— Видно, что у них горят глаза, что они хотят перейти в нашу раздевалку. Стараются это доказать на предсезонке. Здорово провели матчи, хорошо показывают себя на предсезонке. Недавно я тоже был на их месте, но роли все-таки отличаются, потому что я — вратарь.
— Какой совет дашь молодым парням, которые заходят в команду КХЛ?
— Трудиться, верить в себя и быть командным игроком. Всегда думать: не «я», а «мы»! Выигрывает всегда команда, а не кто-то один.
— Предсезонка Андрея Разина всегда ассоциируется с баллонами. Вратари их не бегают?
— Нет, у нас своя тяжелая работа на льду с Сергеем Петровичем Киприяновым. Цепляем его на резинку и выполняем свои упражнения на катание, как с утяжелением.
— Расскажи о работе с Киприяновым. Его вклад в прогресс магнитогорской молодежи очень велик.
— Большой специалист, с ним я всегда готовлюсь к сезону. Моя физическая форма — благодаря ему. У него интересные тренировки, каждый раз что-то меняется. В жизни он — скромный, но позитивный человек. Можем поговорить на разные темы. Никто о нем плохо не скажет.


