История всех первых «немосковских» чемпионов напоминает историю Золушки. Подобно сказочной героине, они неожиданно появились в элите отечественного хоккея и неожиданно победили. Тольятти, Казань, Омск и Магнитогорск в советское время не были сколько-нибудь заметными точками на хоккейной карте, но с распадом СССР смогли добиться успеха. В противовес старым и заслуженным центрам вроде Челябинска или Горького/Нижнего Новгорода. Даже рецепт этих побед был примерно одинаков — приглашался опытный тренер и опытные игроки из других команд. Местных воспитанников либо вообще не было, либо они имелись в явном меньшинстве. Не стало исключением и ярославское «Торпедо», схожим образом выигравшее чемпионат России 1997 года. Но при всей похожести в «сказке» ярославской Золушки были и есть существенные отличия.
Хоккей с шайбой в Ярославле появился в 1949 году, и долгое время звёзд с неба не хватал. Местные команды, под различными названиями, обитали где-то между Второй лигой и первенством РСФСР. Так бы и продолжалось, если б в 1980 году в Ярославль не приехал молодой тренер Сергей Николаев. Воспитанник «Трактора», поигравший, помимо родной команды, за «Спартак», «Химик» и «Салават Юлаев», становился призёром чемпионата СССР. Благодаря ему и его амбициям в ярославском хоккее изменилось очень многое.
Сергей Алексеевич возглавлял «Торпедо» на протяжении пятнадцати лет и вывел с 15 места во Второй лиге в Высшую уже в 1987 году. Не только вывел, но и закрепился в ней. При Николаеве и бывшем капитане «Торпедо», а с 1990 года бессменном президенте, Юрии Яковлеве, был реконструирован ледовый дворец, организована вторая команда, в которой можно было обкатывать молодёжь, создана тренировочная база, а хоккейная школа превратилась в интернат — что позволило приглашать перспективных юниоров из других регионов. Чем Николаев активно и занимался, рассылая эмиссаров по просторам бывшего СССР. При нём в Ярославле оказались воспитанники харьковского хоккея Антон Бут, мурманского Роман Ляшенко и Владимир Антипов, кирово-чепецкого Михаил Доника и многие другие. Кстати, способностью искать и находить юные таланты на просторах нашей Родины ярославцы славятся до сих пор. Схожим путём шли многие периферийные гранды девяностых, но ярославцы были наиболее последовательными.
Судите сами: в 1997 году, когда они выиграли первое в истории золото чемпионата России, в составе были десять выпускников местной школы. Для сравнения: в «Ладе», победившей годом ранее, таковых было семь. Вроде бы разница невелика, но из выпускников «Лады» лишь трое провели больше 20 игр в чемпионском сезоне, у ярославцев, напротив, только двое сыграли меньше 20. А молодёжь вроде Егора Подомацкого, Ильи Горохова, Дмитрия Красоткина, Владимира Самылина и Дмитрия Власенкова была не просто на подхвате, а лидерами.
Похожим путём изначально шли и казанцы, впервые ставшие чемпионами следом за «Торпедо», в 1998 году. Тогда в составе «Ак Барса» местных было даже больше чем в Ярославле, и они играли заметные роли. Однако затем в Казани решили, что дешевле и менее хлопотно не растить своих, а приглашать готовых мастеров. И, когда в 2002 году «Локомотив» выиграл второй чемпионский титул, в его составе были семь выпускников, занимавшихся в школе не менее двух лет, не считая тех, кого перевезли уже в юниорском возрасте — вроде того же Бута или Александра Суглобова. Напротив, в 2006 году, когда уже «Ак Барс» во второй раз выиграл чемпионат страны, в составе был лишь один коренной казанец — Дмитрий Обухов.
Есть и ещё одно следствие кадровой политики ярославских хоккейных руководителей. Из-за постоянного присутствия в составе местных ребят Ярославль стал по-настоящему хоккейным городом. Когда за «Локомотив» играет парень из соседнего двора, заинтересоваться хоккеем гораздо проще. Что это дало на практике? Помимо полных трибун, ещё и постоянный приток местных мальчишек в хоккей.
Авиакатастрофа 7 сентября 2011 года стала ужасной трагедией для хоккейных болельщиков во всём мире, для многих ярославцев она стала личной болью. И тем не менее она не имела серьёзных последствий для ярославского хоккея в целом, «Локомотив» спас фундамент, заложенный ещё в восьмидесятые годы. В том же сезоне, 2011/2012, цвета «Локо» в МХЛ защищали Никита Черепанов и Рушан Рафиков. В командах разных возрастов ярославской школы играли Даниил Исаев, Александр Елесин, Максим Берёзкин, Георгий Иванов, Степан Никулин, Павел Красковский, Даниил Тесанов и Артур Каюмов. Первые шаги на льду делали Марк Ульев и уже коренной ярославец Даниил Бут. Весной 2025 именно Каюмов отдал передачу на «золотой гол» Максиму Шалунову, и все вместе они добыли первый Кубок Гагарина для Ярославля. В память тех, кому это сделать не позволила трагедия.
История «Локомотива» — это история Золушки, у которой не было доброй феи волшебницы. Платье, туфельки, карету и пропуск на бал ей пришлось добывать самой. Трудом и верой в собственные силы. Как правило, именно они приводят к успеху надежней любой магии.
