Первый чемпионат по хоккею в истории нашей страны прошёл в сезоне 1946/1946, но знакомство отечественных спортсменов с этим видом спорта произошло на несколько десятилетий раньше. И началось довольно анекдотичным образом. В мае 1908 года была создана Международная лига хоккея на льду, и уже в феврале 1911 в неё вступила Россия, в которой развивался хоккей с мячом. И в сентябре того же 1911 Россия вышла из ЛИХГ (так тогда называлась ИИХФ, потому что официальным языком лиги был французский) — выяснилось, что эта организация объединяет энтузиастов немного другого хоккея — с шайбой.
Следующая встреча с шайбой произошла в феврале 1932 года, когда в СССР приехала немецкая любительская команда «Фихте». Гости привезли с собой инвентарь и провели серию товарищеских матчей против сборной Москвы, «Динамо» и ЦДКА. Немцы были любителями в буквальном смысле этого слова, а против них вышли ведущие советские спортсмены, лишь формально считавшиеся любителями, но весьма профессионально игравшие летом в футбол, а зимой в бенди. В тех матчах приняли участие звёзды того времени Владимир Веневцев, Валентин Гранаткин, Александр Игумнов, Андрей Старостин, Михаил Якушин. Результат был предсказуем: москвичи хоть и впервые играли в хоккей с шайбой, но без труда разгромили немцев во всех встречах. Неудивительно, что по итогам игр против «Фихте» был сделан следующий вывод:
«На вопрос, стоит ли у нас развивать канадский хоккей, можно ответить отрицательно, т.к. хоккей «бенди» не только интереснее, но и требует более высокой технической и физической подготовки».
Несмотря на столь категоричное заключение, канадский хоккей в 1930-е годы не был заброшен. На протяжении ряда лет после визита «Фихте» собирались провести чемпионат Москвы по «шайбе». Но каждый раз дело упиралось в отсутствие необходимого инвентаря и препоны со стороны спортивных чиновников, нежелающих осваивать новый вид. К этому вопросу вернулись лишь в первые послевоенные годы, когда было приняло решение об участии в крупнейших международных турнирах, в первую очередь олимпийских играх. В этой связи канадский хоккей пришелся ко двору, поскольку в отличие от бенди имел олимпийский статус.
В трёх прибалтийских республиках в канадский хоккей играли уже довольно давно; сборная Латвии даже принимала участие в нескольких чемпионатах мира и одной олимпиаде. Поэтому, когда в конце мая 1946 года в календарь спортивных мероприятий был внесён учебный сбор по канадскому хоккею среди тренеров и судей, опирались, прежде всего, на прибалтийский опыт. Насколько известно, первый перевод правил по канадскому хоккею был сделан с латышского языка.
Оперативно был выработан регламент и определён состав участников чемпионата СССР. В нём должны были принять участие 12 команд. На первом этапе они были разбиты на три подгруппы и в однокруговом турнире определяли трёх финалистов, которые затем играли в два круга. Остальные девять команд проводили ещё один однокруговой турнир для распределения мест с четвёртого по двенадцатое. Нетрудно посчитать, что при такой схеме призёры проводили по семь матчей, остальные — по 11. Небольшое количество игр объяснить легко: в отсутствие катков с искусственным льдом необходимо было уложить чемпионат в два самых холодных месяца.
Планировалось заявить от Москвы три команды («Динамо», «Спартак», ЦДКА), от Ленинграда две («Динамо» и «Дом офицеров»), по одной от Латвии («Динамо» Рига), Эстонии («Динамо» Таллин), Литвы («Каунас»), Архангельска («Водник»), Свердловска («Дом офицеров»), Украины («Спартак» Ужгород) и Белоруссии. В Минске подготовить команду не успели, поэтому место белорусов занял московский ВВС.
Первый чемпионат СССР стартовал 22 декабря 1946 года пятью матчами в Архангельске, Москве, Каунасе, Риге и Ленинграде. Уже 5 января 1947 он завершился, победителями подгрупп стали три московские команды — ЦДКА, «Спартак» и «Динамо». Считавшееся одними из фаворитов опытные рижане в своей подгруппе заняли только второе место, уступив «Спартаку» 4:6.
Отдельно нужно рассказать о выступлении другого «Спартака», из Ужгорода — ранее входившего в состав Австро-Венгрии, а затем просто Венгрии. В хоккей там играли давно, ужгородцы могли похвастать современной экипировкой, которой не было у других, а команда была полностью укомплектована этническими чехами и словаками. От «Спартака» ждали запоминающегося выступления. Так и вышло, правда, в обратную сторону. Ужгородцы заняли в подгруппе последнее место с впечатляющей разностью заброшенных и пропущенных шайб — 4-44 в трёх матчах, а поражение от московского «Динамо» со счётом 0:23 сразу же вошло в историю отечественного хоккея, как самое крупное.
20 января 1946 года начались игры в финальной группе. В первом круге худшими стали московские динамовцы, проигравшие «Спартаку» (0:1) и ЦДКА (1:2). Армейцы одолели красно-белых (1:0) и перед вторым кругом имели наибольшие шансы на чемпионство. Во втором круге сначала «Динамо» разгромило «Спартак» 6:1, который обыграл ЦДКА 2:1. В заключительном матче, прошедшем 26 января, армейцам было достаточно сыграть против «Динамо» вничью, но они уступили 1:2. В результате все три команды набрали по четыре очка, и чемпион определился по разности заброшенных и пропущенных шайб, которая была лучшей у «Динамо». ЦДКА стал серебряным призёром, «Спартак» — бронзовым.
В турнире за места с четвёртого по двенадцатое вместо девяти команд приняли участие только четыре — рижское «Динамо», «Водник», ВВС и «Каунас». Остальные просто не явились.
Если, по аналогии с современным определением трёх звёзд матча, назвать трёх звёзд первого сезона, то ими стали Анатолий Тарасов, выступавший за ВВС и ставший лучшим снайпером (14 шайб в шести играх), играющий тренер первых чемпионов Аркадий Чернышёв и Михаил Якушин, который ранее становился чемпионом СССР (также в составе «Динамо») и по футболу, и по бенди.
Первый чемпионат СССР длился чуть больше месяца. Он был экспериментальным; не хватало инвентаря, в первую очередь клюшек, не все игроки и даже судьи хорошо знали правила, а в некоторых случаях вместо бортов использовали перевёрнутые скамейки. Однако провести чемпионат удалось, и болельщикам новая игра пришлась по вкусу. Решающий матч между ЦДКА и «Динамо» собрал больше 10 000 зрителей. Понравился новый хоккей и спортсменам, отношение которых к «шайбе» ёмко выразил капитан ленинградского «Динамо» Валентин Фёдоров:
«Это очень быстрая игра. Она захватывает своим темпом и сменой острых моментов. Бесспорно, у канадского хоккея большое будущее в нашем спорте. 23 года я играл в бенди, но теперь с удовольствием включусь в канадский хоккей».
