– Максим, вы – воспитанник «Металлурга». На мой взгляд, в Магнитогорске для мужчин есть два главных варианта, с чем связать свою жизнь: либо пойти трудиться на металлургический комбинат, либо играть в хоккей. Расскажите, как вы попали в хоккей?
– Всё правильно! У нас в городе, грубо говоря, больше и нечем заниматься. Мой папа в детстве привёл меня на хоккей и, можно сказать, настоял на том, чтобы я стал заниматься. На самом деле, меня больше тянуло к футболу: очень нравилось быть вратарём – играть, отбивать мячи. Тогда было просто дикое желание! Но, однажды, придя на хоккей, буквально через месяц-два я увлёкся им, и мне понравилось. В общем, решил остаться (улыбается).
– Юным хоккеистам приходится не просто, учитывая ранние тренировки, и, соответственно, ранний подъём. Как вы с этим моментом справлялись?
– Кстати, я нормально справлялся. Тяжелее было маме с папой: будить, возить на тренировки, потом забирать. Плюс школа, детский садик. Благодарен своим родителям!
– Когда поняли, что хоккей – это не просто увлечение, а профессия?
– Наверное, это произошло, когда в 9-м классе школы у нас пошли первые экзамены, лет в 14-15. В тот момент нужно было определиться, что выбрать: либо учёбу, либо хоккей. Я выбрал второе, решив сконцентрироваться на хоккее (смеётся).
– У вас была достаточно сильная команда 2002 года рождения в школе «Металлурга». За счёт чего удавалось так здорово играть? В тех же «Стальных Лисах» у многих ребят получалось давать результат.
– В первую очередь, за счёт наших тренеров, которые в самом начале пути дали нам азы хоккея, много подсказывали, много учили, а дальше мы уже сами пошли. В нашей команде 2002 года было много приезжих ребят, которые также всячески нам помогали.
– За время игры в МХЛ у вас была классная статистика для нападающего, особенно это касалось заброшенных шайб. С детства больше любили забивать, чем отдавать передачи?
– Знаете, это как-то само собой получилось. В первые два сезона МХЛ у меня мало что получалось, а вот на третий сезон смог как-то выстрелить.
– Над точностью броска специально работали?
– Нет, различные подкатки и дополнительные тренировки тогда ещё были не столь популярны, как сейчас, поэтому специально над броском я не работал.
– Расскажите, как у вас произошёл переход в ВХЛ после «Стальных Лисов»? Я помню, что три года назад вы были на просмотре в «Металлурге» и провели тогда один матч за главную команду.
– Первое время в ВХЛ мне было тяжеловато. Когда только приехал в «Южный Урал», тренеры сразу доверили игру в первых двух звеньях, дали хорошее время и возможность ошибаться. В определённый момент всё это придало мне уверенности, в дальнейшем всё сложилось хорошо в мой первый год выступления в ВХЛ.
– Сам переезд из родного Магнитогорска, где вы провели всю жизнь, в Орск дался тяжело?
– Мне было не очень сложно, ведь от Магнитогорска это не так уж и далеко. Я понимал, что переход в «Южный Урал» был для меня шансом и новым вызовом. Другая лига, другой город. С радостью поехал.
– Что в первую очередь бросилось в глаза в ВХЛ после молодёжного хоккея?
– В ВХЛ ребята уже были помастеровитее, поумнее. Там наказывали за ошибки. Не то, что было в детском хоккее и МХЛ.
– Проведя несколько успешных сезонов в Орске, в прошлом году вы перебрались в ХК «Тамбов». Как так получилось?
– Если честно, сам до сих пор не понимаю. В один из летних дней мне позвонил мой агент и сказал, что есть вариант обмена в Тамбов. Неожиданно это было. Посидел, покумекал и принял новый вызов.
– Прошлый сезон в Тамбове получился для вас очень результативным. Вы забросили 26 шайб, суммарно набрав 39 очков. В чём секрет успеха?
– Скажу так: партнёры помогли и, конечно, тренерское доверие. Тренеры позволяли мне делать те вещи, которые другие бы не позволили делать (улыбается).
– Поделитесь, как возник вариант с «Салаватом Юлаевым» минувшим летом?
– На мой взгляд, это случилось за счёт того, что я провёл хороший сезон в Тамбове, показал хороший результат, достойные цифры в плане забитых голов и передач. Жалко только, что команда не смогла решить задачу с выходом в плей-офф. После сезона появилось предложение от Уфы, которое я сразу же принял.
– Виктор Козлов лично звонил?
– Нет, всё было через агента.
– За три года игры в ВХЛ руки не опускались в плане того, что можно навсегда там остаться?
– Нет. Мечта каждого российского хоккеиста – заиграть в КХЛ. Я работал над собой. У меня было дикое желание себя показать и, если будет возможность, выбраться из ВХЛ.
– Несколько сезонов назад нынешний главный тренер «Металлурга» Андрей Разин пробовал вас в команде. Что тогда не срослось? Может быть, у вас был какой-то разговор с наставником о вашей игре? Над чем ещё нужно было поработать, в каких компонентах игры добавить?
– Мне сказали, что я хорошо провёл матчи в «Металлурге», забил свои голы, но мне не хватало навыков игры в обороне. Дали задание над этим компонентом работать.
– Удалось добавить?
– Сейчас, думаю, да. Тогда нет. Голова была направлена только на атаку (смеётся).
– Сейчас вы с 16 очками – лучший бомбардир «Салавата Юлаева». Могли ли такое представить перед стартом чемпионата КХЛ?
– Нет, конечно. Такого даже представить не мог. Был вариант, что меня могли отправить в «Торос». Я работал, чтобы остаться в «Салавате Юлаеве», но то, что стану первым бомбардиром команды, конечно нет. Даже мечтать об этом не мог!
– Двусторонний контракт, который вы летом подписали с Уфой, дополнительно мотивирует?
– Мотивация закрепиться в КХЛ у меня огромная. Понимал, что в ВХЛ всегда можно уехать, поэтому работать нужно было ещё больше. Знаете, даже односторонний контракт не дает тебе полной уверенности, что ты останешься в команде.
– Вы проводите свой первый полноценный сезон в КХЛ. Какие сложности в адаптации к этой Лиге?
– Сейчас уже стало полегче, нежели в самом начале. Как я уже говорил, возникли трудности игры в обороне, тяжело было адаптироваться. В КХЛ собраны мастера высочайшего уровня, здесь любая ошибка – это гол.
– А предсезонные сборы? Они чем-то отличаются от ВХЛ?
– В КХЛ другой уровень и другая подготовка. Они сложнее. Летом самым сложным стал для меня наш знаменитый тест. Я узнал о нём недели за две до начала сборов и начал к нему готовиться. В итоге не подготовился. Было тяжело.
– У вас в «Салавате Юлаеве» хорошее игровое время – порядка 17 минут за матч и крайне мало удалений. За счёт чего удаётся держать такой баланс в плане игровой дисциплины?
– Я просто стараюсь не ошибиться, потому что понимаю, что цена ошибки – это проигранный матч. В КХЛ таким мастерам нельзя давать шанс игры в большинстве. Здесь все всё сразу решают!
– В Уфе вы играете под 71-м номером. Это какая-то «отсылка» к Евгению Малкину?
– Честно говоря, нет. Всю жизнь я играл под 7-м номером, но в прошлом году приехав в «Тамбов», этот номер был занят Эдуардом Гиматовым, который раньше играл в «Салавате Юлаеве». Поэтому я и взял 71-й номер. В прошлом году у меня пошло, и я решил его оставить.
– Магнитогорск славится своими хоккейными воспитанниками, многих звёзд выпустила школа «Металлурга». В детстве на кого равнялись? Кто для вас был кумиром?
– Дайте подумать (смеётся). Наверное, это были Евгений Малкин и Николай Кулёмин. На них я и равнялся.
– «Салават Юлаев» сильно обновился в межсезонье. Уфимская команда пополнилась многими новыми игроками, включая молодых ребят. Насколько комфортно находиться в коллективе, где собрано много молодых хоккеистов, и насколько это легче в плане адаптации?
– Не скажу, что когда в команде много молодых, то легче в адаптации, наоборот. Возрастные ребята много нам помогают, берутся за нас, много подсказывают и учат. Григорий Панин и Пётр Хохряков отвечают у нас за это направление. Так что в тех командах, где побольше опытных игроков, молодёжи легче привыкнуть к новым реалиям.
– Мало кто мог представить, что «Салават Юлаев» окажется на дне турнирной таблицы на старте текущего сезона. Ясно, что сразу было понимание того, что команда будет бороться за место в восьмёрке Востока, но сложно было спрогнозировать, что вы долгое время будете идти на последнем месте. Насколько тяжело выбираться из этой ямы?
– Да, нам морально было тяжело. Хочу сказать, что, попав в такую ситуацию, мы не опускали руки, поддерживали друг друга, были единым кулаком. Сейчас это даёт свои плоды.
– На ваш взгляд, когда в игре команды наступил переломный момент? В последнее время «Салават Юлаев» радует содержанием и ярко выраженным рисунком игры.
– Я думаю, это случилось после двух домашних побед над «Сибирью» и «Сочи». Эти победы дали нам всплеск. Потом, правда, у нас пошёл какой-то спад, поражения в одну-две шайбы, всё было близко. Считаю, что всё-таки те две победы дали нам эмоциональный заряд.
– Уже дважды вы успели сыграть против «Металлурга», удалось забить бывшей команде. Какие чувства в тот момент были?
– Мне было очень приятно сыграть на хорошо знакомой арене против родного клуба, да ещё и забить – просто супер!
– Дополнительная мотивация перед этими матчами присутствовала?
– Конечно! Но хочу сказать, что именно что-то там доказать «Металлургу», у меня такого не было. Для меня важно было, чтобы наша команда одержала победу. А забить гол – это приятный бонус (улыбается).
– Вы уже успели поучаствовать в «Зелёном дерби». Ощутили на себе особый накал этого противостояния?
– Это совсем другие матчи и совсем другие эмоции. Интересно играть против «Ак Барса».
– Какие личные цели преследуете на текущий сезон?
– Самое главное – это командный результат. Буду делать всё для того, чтобы команда побеждала. Конечно, хочется дойти до Кубка – это главная цель. Личные амбиции уходят на второй план.
– Вы работаете под руководством сильного тренерского штаба, который возглавляет Виктор Козлов. Что нового успели для себя почерпнуть из совместной работы?
– У нас очень много работают с молодёжью, потому что в «Салавате Юлаеве» играет очень много местных воспитанников. Наш тренерский штаб работает демократично – на доверии, очень сильно помогает. Я только пришёл, первый год играю, мне это придаёт уверенности. Нет, например, такого, что руки трясутся, что тяжело играть, что где-то боишься ошибиться. Тренеры нам доверяют, всё объясняют, наглядно показывают, чтобы мы больше не допускали ошибок. Очень приятно играть в такой обстановке!
– Вас попробовали со многими партнёрами. Вы начинали в первом звене, сейчас во втором. С кем из хоккеистов у вас сформировалась максимальная «химия»?
– Больше всех мне нравилось играть с Данилом Алалыкиным – хорошее взаимопонимание с ним было. Какая-то была у нас с ним своя связь.
– Благодаря недавней пятиматчевой победной серии «Салават Юлаев» вернулся в зону плей-офф. Что сейчас нужно сделать, чтобы продолжить набирать очки и не угодить в спад?
– Сейчас самое важное – не терять свой темп, который мы набрали. Нельзя терять нить игры. Мы обрели уверенность в собственных силах. Нам нужно также агрессивно играть в атаке, хорошо в обороне и поменьше удалений. Думаю, всё у нас будет хорошо.
– С соперниками своего класса – главными конкурентами в борьбе за плей-офф – ваша команда играет хорошо, но с топ-клубами дела пока обстоят иначе. В чём нужно добавить «Салавату Юлаеву», чтобы давать отпор грандам КХЛ?
– Побольше реализовывать моменты. У нас их куча каждую игру, но, почему-то иногда не получается забить. В связи с этим мы проигрывали в одну-две шайбы. Как я сказал, поменьше удаляться, потому что у грандов собраны очень хорошие мастера, которые решают при игре в большинстве. Им нельзя давать такой возможности! Нам нужно строже играть в обороне и выполнять тренерскую установку.
– Не так давно в «Салават Юлаев» вернулся нападающий Шелдон Ремпал. Как в коллективе восприняли эту новость?
– Все рады, что к нам приехал игрок такого уровня! В прошлом году Шелдон показал, на что он способен. В Уфе его любят болельщики, уважает и ценит наша команда. Я считаю, что он нам очень сильно поможет.
– «Салавату Юлаеву» вполне по силам решить главную задачу, которая стоит перед командой в текущем сезоне. Насколько интересно играть в команде, которая не решает больших турнирных задач, но, в то же время борется за восьмёрку?
– Мы обязаны решать большие задачи и бороться за Кубок Гагарина, а не так, как вы говорите: бороться только за восьмёрку, за плей-офф. Дайте нам время, и мы будем в четвёрке Востока!
– Как вам играется в Уфе при такой колоссальной поддержке болельщиков?
– Я слышал, что здесь самые лучшие болельщики. Поверьте, мне очень приятно! Я ведь никогда не играл при такой поддержке, при полных трибунах. Это даёт мне заряд бодрости! Ну а самый главный момент, который мне понравился, это когда вся арена поёт гимны. Прямо мурашки по телу идут. Испытываю от этого кайф.
– На улицах города вас уже узнают? Автографы или фото просят?
– Очень редко (улыбается). Играю первый сезон, несколько матчей только провёл.
– Что бы вы хотели сказать уфимским любителям хоккея в текущей ситуации, когда «Салавату Юлаеву» нужна максимальная поддержка?
– Мы очень благодарны нашим болельщикам. Хочу попросить, когда у нас что-то не получается, не кидать в нас камни, а давать ещё больший заряд, как это происходит на домашних матчах. Мы постараемся сделать всё, чтобы их порадовать.




