Это, однако, не означает, что мы можем проигнорировать первого чемпиона СССР по хоккею с шайбой, фигуру грандиозного масштаба только из-за того, что игра ему не понравилась. Чемпионом-то в составе «Динамо» стал, хотя шансов перед двумя заключительными турами у бело-голубых было немного.
Да, хорошо бы пересмотреть решающий матч с ЦДКА целиком, а не в отрывочном варианте кинохроники – но хорошо, что хоть несколько кадров сохранились. Никто же не знал зимой 46-47-го, что шайба будет вытеснять плетеный мяч стремительно и бесповоротно – диковинная игра, о которой сохранились лишь смутные воспоминания с 30-х годов и визита германского клуба «Фихте», внедрялась споро, но судьбоносной не казалась. Эксперимент был в общем-то навязан сверху – раз этот вид из олимпийской программы, надо попробовать. А кому было пробовать, как не футболистам, на зимние месяцы бравшим в руки привычные плавно изогнутые клюшки, и вылетавшим на коньках на ледовые просторы бывших летних футбольных полей?
Бенди, русский хоккей, хоккей с мячом – все это до 1946 года называлось просто хоккеем, потому что другого – не было. И у плетеного мяча были свои звезды, а уж Михаил Якушин был просто король! Можно, конечно, спорить, в чем Хитрый Михей был как игрок более велик – в футболе или в хоккее. Наверное, все-таки в футболе, потому что его хоккейные подвиги получились менее масштабными, но что касается качества игры Якушин-хоккеист Якушину-футболисту не уступал. В обеих своих ипостасях он был и конструктор игры, и бомбардир от Бога, неистощимый на выдумки и нестандартные ходы, выбиравший наилучшие продолжения для атаки, просчитывавший ситуацию как шахматист уровня гроссмейстера.
…Начинавший играть в московском спортклубе «Унион» еще в двадцатые годы (после команда называлась «Совторгслужащие»), как выпускник землеустроительного техникума распределявший полтора года земельные участки по зауральским колхозам в начале тридцатых, осуществивший свою мечту попасть в «Динамо», где-то с 1933-го Миша Якушин в динамовской форме вышел на орбиту большого спорта, и во второй половине 30-х его фамилия была уже известна всему Советскому Союзу как главного динамовского футболиста и хоккеиста. «Спартак» был, может быть, популярнее, но «Динамо» побеждало не меньше, а в хоккее точно больше. Михей был душой и сердцем предвоенного «Динамо», только успевая брать титулы летом и зимой. К началу войны он четырежды выигрывал чемпионат СССР по футболу, и шесть раз становился с командой лучшим в хоккее с мячом (один раз в первенстве и пять раз в заменившем его Кубке СССР).
В 1944-м Якушин завершил карьеру футболиста, и с победы клуба в 1945-м, а также эпохального осеннего турне «Динамо» в Великобританию началась его славная и удивительная карьера футбольного тренера, о которой написано немало книг, в том числе его собственные воспоминания под названием «Вечная тайна футбола». Книгу о хоккее под таким названием Михей не написал – а мог бы, потому что, уже будучи тренером, на фотографиях обычно облаченным в строгий костюм, он продолжал гонять по ледовому полю плетеный мяч, и устрашать вратарей своим знаменитым «нахлюпом» – изобретенным Якушиным ударом по мячу не просто сбоку, а чуть сверху – мяч вылетал как из пращи.
Так вот, первенство СССР по хоккею с мячом проводилось в 1936-м, а продолжилось в 1950-м, в остальные годы, естественно, с перерывом, проводились только розыгрыши Кубка СССР (к пяти довоенным победам в Кубке Якушин добавил и четыре послевоенных). Оба раза лучшим бомбардиром первенства становился Михаил Якушин – 9 и 10 голов. В первом случае ему было 25 лет, во втором – 39. Ну как он мог не любить эту настоящую русскую игру, если готов был в качестве играющего тренера и дальше творить чудеса с плетеным мячом? Но увы – после эпического пятилетнего футбольного противостояния динамовцев с «командой лейтенантов» его учителя Бориса Аркадьева, за которым благодаря Вадиму Синявскому следила вся страна, бронзу 1950-го сочли неудачей, и отправили Якушина по динамовской линии в Тбилиси. Но это, как и последующее, включающее и возвращение в Москву, и новые победы, и работу со сборной СССР (выигрыш первого Кубка Европы-1960 во многом подготовил именно Якушин) – это футбольная история, а нам надо про хоккейную.
…Шайбой было в «Динамо» больше некому заняться, кроме футболистов-хоккеистов. Для кого-то перейти на огороженную низенькими бортиками коробку и взять в руки неудобные клюшки оказалось легче легкого – те же Всеволод Блинков и Василий Трофимов вышли и сыграли, словно всю жизнь только шайбой и занимались. В состав той первой чемпионской динамовской команды вошли восемь «русачей» (всего в заявку можно было внести 12 человек – двух вратарей, четверых защитников и шестерых нападающих). Гениальный Трофимов назвал тот хоккей, в который его вынудили сыграть, и в котором он преуспел, «сплошным уродством», но при этом победу в чемпионате обеспечили именно они с Блинковым, а также капитан «Динамо» Николай Поставнин и прекрасный защитник Борис Бочарников (Борис перейдет в команду ВВС, и погибнет вместе с ней в авиакатастрофе в январе 1950-го). Да, динамовцы плохо стартовали в финальной части розыгрыша, где медали оспаривали три команды – уступили и «Спартаку», и ЦСКА. Но после уверенно обыграли «Спартак», который в свою очередь вырвал победу у армейцев, и получилось, что последний матч динамовцев с ЦДКА становился финальным - в случае победы бело-голубых три команды набирали по четыре очка, а по забитым и пропущенным «Динамо» было лучше.
А что Михей? Якушин дебютировал во второй встрече группового этапа – в Москве с ужгородским «Спартаком». Закарпатские хоккеисты, знакомые с канадским хоккеем, были экипированы не в пример лучше москвичей, форма которых практически не отличалась от той, в которой они играли в мяч. Но скорости и маневренность оказались для гостей невероятными, матч завершился с рекордным для первого чемпионата счетом 23:0, и даже защитник Михаил Якушин один раз отличился. Это была не его игра, но это была его команда, которую он подвести не мог. На предварительном этапе самым серьезным соперником оказалась сборная Каунаса, о которой «Советский спорт» писал так: «Почти все игроки Каунаса хорошо кидают шайбу. Все крепко держат клюшку двумя руками, благодаря чему успешно отводят клюшку соперника…». Вряд ли такое экспериментальное зрелище вдохновляло привыкшего к простору и естественности Якушина.
Похоже, концовку решающего матча с ЦДКА ветеран провел на скамейке запасных – на кадрах кинохроники его в игре не видно. Но и без него было, кому побеждать. Строки отчета в «Советском спорте» дают некоторое представление о том, за чем наблюдали на Малой спортивной арене десять тысяч зрителей. Вот несколько примеров: «Стадион гудит. Армейцы делают неожиданно двух-трехминутный бросок. Но защита «Динамо» часто применяет разрешенный правилами подъем клюшки противника (чего, к сожалению, не делают многие другие команды). Это дважды спасает ворота хозяев поля… Страсти разгораются. Штрафная ложа беспрерывно полна нарушителями правил. Попадает туда и динамовский вратарь Степанов. Вот в ложе уже четверо – редкий случай!.. Последние 7,5 минут. Рывок Бочарникова, паника у ворот армейцев. Поставнин забивает второй гол. Через 40 секунд Никаноров по низу швыряет шайбу, и она достигает цели – 2:1! Еще один гол – и армейцы станут чемпионами. Борьба достигает апогея. Якушин кричит из-за ворот: «Ребята! Еще минута – и все!». И вот минута прошла. «Динамо» – чемпион!».
На общей фотографии сразу после награждения Михаил Иосифович Якушин стоит третьим после капитана Поставнина и вратаря Степанова. Вид у него такой, словно он знает, что на эту полянку он больше не вернется. Зато своим здесь ощутил себя его давнишний партнер еще по довоенному «Динамо» Аркадий Чернышев. Аркадий Иванович вообще забросил первую динамовскую, а может, и вообще первую шайбу первого чемпионата СССР по хоккею – 22 декабря 1946 года, когда в шести городах страны начинался первый тур предварительного этапа.
Ну что ж, у каждого был свой путь – в одном ведомстве, но по разным дорогам. Золото в хоккее с шайбой у великого футбольного тренера Михаила Якушина останется единственным, хотя его и пытались привлечь к работе с «шайбистами». Аркадий Чернышев станет самым успешным старшим тренером сборной СССР по хоккею в истории отечественного хоккея.
А Якушин останется в истории не только как тренер, шесть раз приводивший московское «Динамо» к чемпионству, совершивший триумфальное турне в Великобританию, открывший для футбола Льва Яшина, выведший сборную СССР в медальную зону Евро-1968, но и как уникальный игрок, становившийся победителем в трех первых чемпионатах СССР – по футболу, хоккею с мячом, и хоккею с шайбой.
Где-то с начала 60-х уже не нужно было уточнять про шайбу – это был уже просто хоккей.
Михаил Иосифович ЯКУШИН. 15.11.1910, Москва – 3.02.1997, Москва. Советский футболист и хоккеист, тренер. Заслуженный мастер спорта (1940), заслуженный тренер СССР (1957).
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1957), Дружбы (1996). Мемориальная доска на доме номер 4 по Садово-Кудринской, где Якушин жил с 1952 по 1975 годы), открыта в 2012 году. Именем Якушина в 2018-м названа одна из улиц в районе метро «Динамо».
Карьера игрока (хоккей с шайбой). 1946 – 1947 – «Динамо» (Москва).
Достижения (хоккей с шайбой). Чемпион СССР 1947.