Одной из целей Стратегии развития КХЛ является увеличение аудитории КХЛ. Средняя посещаемость сезона КХЛ является рекордной в истории Лиги – 7938 зрителей. Благодаря активности Лиги и ее партнеров знание бренда КХЛ у аудитории в возрасте от 13 до 25 лет выросло в два раза. Старт сезона 2025/2026 показывает также рост аудитории в цифровой среде – посещаемость сайта, мобильного приложения и активность пользователей в социальных сетях.
– В 2026 году завершается Стратегия развития Лиги, уже приступили к разработке новой – обратились в клубы, чтобы они рассказали о своём видении, внесли предложения. Рассмотрим их – что нужно сделать, чтобы Лига и клубы развивались в спортивном и коммерческом плане. Сейчас прошла только половина регулярного чемпионата, впереди плей-офф, но мы уже бьём рекорды по показателям суммарной и средней посещаемости – в среднем каждый матч сезона посещали около 8 тысяч зрителей, это 80% от максимальной заполняемости арен. Видим прирост, делали акцент на привлечение молодой аудитории – за два года рост составил в два раза. Сотни мероприятий, проектов о хоккее, которые привлекают молодёжь. Благодарны за это клубам и партнёрам.
В конце ноября состоялось заседание Рабочей группы КХЛ с представителями клубов, совместно было рассмотрено 17 вопросов, из них 15 контрактных и 2 спортивных. Часть вопросов, которые обсуждались на заседании Рабочей группы, потребовали дополнительного сбора мнений клубов, в том числе вопрос переподписаний контрактов и их учета в Потолке заработных плат.
– Сейчас идёт голосование клубов, которое завершится в скором времени, и мы будем иметь полную картину. Получили много предложений о том, как урегулировать ситуации по контрактам и переподписаниям.
– Ещё летом обсуждались контракты игроков, было много претензий от болельщиков и СМИ, например, про переподписания. Какие предложения изменений есть от клубов?
– И расторжения, и понижения контрактов, всё это разбирается и прорабатывается. Мы хотим так настроить систему, чтобы всё работало единым механизмом. Сейчас идёт голосование, есть разные предложения. Например, если у игрока был односторонний контракт, то нельзя переподписывать его на двусторонний. Ждём результатов голосования, будем изучать и выносить на Совет Директоров, чтобы к началу новой трансферной кампании у нас уже были изменения в Регламенте.
– Будет ли как-то решен вопрос с безумными заградительными квалификациями по молодым игрокам? Есть ли понимание?
– Есть предложение, озвучили клубам, ждём результатов голосования. Будем смотреть, кто как его воспримет. На рабочей группе поговорили об этом, и некоторые клубы не очень охотно высказывают свою позицию при коллегах. Для этого проводим голосование клубов, чтобы все могли выразить свое мнение. Подобные вещи нас беспокоят, это можно отрегулировать и оживить рынок, чтобы игроки не засиживались в системе одного клуба, а могли перейти туда, где их хотят видеть.
– Не первый год говорится о возрождении драфта. Обсуждался ли этот момент сейчас? Ждать ли конкретной информации?
– Сейчас этот институт отложили немного в сторону, потому что поняли: драфт по выходу из школы – это для клубов МХЛ, а нам интереснее сделать движение молодых игроков внутри КХЛ. Думаю, то предложение, что мы вынесли на голосование клубов, урегулирует перемещение молодёжи, особенно тех игроков, кто не будет попадать под заградительные ограничения своих клубов.
– Прошла половина регулярного чемпионата. Что вас порадовало, удивило, огорчило?
– Радуют непредсказуемость, ажиотаж болельщиков, заполняемость трибун и рост аудитории. С каждым годом все больше сюрпризов, интересных результатов. Например, расстановка в турнирной таблице – некоторые гранды бьются за попадание в плей-офф, это интересно. Есть перестановки среди тренеров, есть клубы, которые даже в неудачные периоды дают тренерам шанс проявить себя и выровнять ситуацию. Тот же «Ак Барс» – осенью назывались имена новых тренеров, но нынешний наставник команды показал результат, и сейчас они идут в лидерах Востока. Чемпионат интересный, всё быстро меняется. В новогодние праздники ждём ещё большего притока болельщиков – будут интересные матчи. А там не за горами и плей-офф, будем ждать и до последнего следить, кто с кем сыграет в первом раунде.
– Планируете ли вынесенные матчи в этом сезоне? Была информация, что «Шанхайские Драконы» могут сыграть в Китае.
– Да, представители Лиги ездили в Шанхай с инспекционным визитом, всё находится в проработке. Даты намечены – если такой матч состоится, то в марте. Нужно успеть получить все гарантии, чтобы провести игру в Китае на высшем уровне. Есть разговоры, чтобы одна из команд сыграла не на родном стадионе, но это еще в проработке. На связи с клубом, вскоре наша делегация отправится на инспектирование арены.
– Зачастую в календаре бывают ситуации, когда несколько топ-матчей проходит в одно и то же время. Будет ли Лига разводить такие игры?
– Когда команда едет на выезд, то должна играть через день, чтобы снизить затраты. Плюс у нас есть несколько больших дерби, интерес к которым растет, а раньше было два-три таких противостояния. Сейчас что ни включи – принципиальные игры: «Трактор» против «Автомобилиста», «Зеленое дерби», «Динамо» Минск против ЦСКА после их прошлой встречи в первом раунде плей-офф. Но занятость арен не всегда позволяет разводить матчи.
– Вы сказали про прирост посещаемости, но сейчас снова пошла волна разговоров про введение FanID.
– Благодаря нашей работе поход на матчи КХЛ стал семейным праздником, интересным и для взрослых, и для детей. У нас немного другая аудитория пошла на хоккей. Мы изменили требования к работе с фан-секторами на стадионах. Всю информацию о том, что делается для безопасности болельщиков, мы направили в Министерство спорта.
– Обсуждается продажа пива на стадионах. Как Лига сейчас смотрит на этот вопрос?
– Мы поддерживаем любую инициативу, которая была бы приятна нашему болельщику. Не видим ничего страшного в этом. На форуме «Россия – спортивная держава» РФС тоже обсуждал вопрос – пример ЧМ-2018 показал, но никаких проблем с этим нет, болельщики приходили, пили пиво в разумных количествах. Поддерживаем это, ведь всё контролируется и никаких эксцессов из-за пива не будет происходить.
– Прокомментируйте ситуацию, когда болельщика не пускали на арену из-за надписей на иностранном языке на атрибутике.
– Мы работаем по этому вопросу. Был инцидент между двумя клубами, которые бьются за болельщика в одном городе. Но этот вопрос был быстро урегулирован. Иностранный язык на форме – это одно, на плакате – другое.
– Было несколько случаев антидопинговых нарушений. Голышев и Морозов уже играют, а вот по Каменеву никакой информации.
– Лига не регулирует этот вопрос, этим занимается РУСАДА. Мы с ними на связи. Когда Голышев и Морозов [получали дисквалификации], мы тоже обсуждали ситуации. Но это всегда индивидуальный вопрос, спортсмен сам несёт ответственность, если попадается на допинге, Лига не может принимать участие в разбирательстве. Игрок со своими юристами участвует, но всё это проходит за закрытыми дверями.
