В прошлом чемпионате Седов впервые в карьере попал в число судей для работы на матчах плей-офф. И сходу смог провести в розыгрыше Кубка Гагарина шесть игр. После такого результата ему предложили попробовать силы в качестве главного судьи, он ответил согласием и ни на секунду не пожалел.
– Для меня нынешний сезон является очень необычным, – сразу отметил Седов. – Дело как раз в том, что у меня две роли – КХЛ сужу линейным, а в МХЛ работаю главным. Новое амплуа заставляет по-новому смотреть на хоккей и добавляет положительных эмоций. Да, выросла нагрузка. Но я занимаюсь любимым делом, поэтому мне это только в удовольствие. Была бы моя воля – судил бы постоянно.
– За два первых месяца этого сезона вы отсудили на Дальнем Востоке шесть матчей КХЛ и еще четыре встречи МХЛ. Сложно?
– Да, действительно, летал туда уже три раза. Но возраст молодой, организм готов, так что ничего страшного. Есть нюансы, но каждый судья знает, как себя готовить к поездкам в Хабаровск и Владивосток, каждый сам решает, как ему жить – по московскому времени или по-местному. Я начинаю жить по московскому, но постепенно организм перестраивается самостоятельно. В принципе, это не очень тяжело, если спать по 8-9 часов в сутки в любое время. Мне даже нравится.
– Не боитесь, что после этих слов руководство «пропишет» вас на Дальнем Востоке?
– Нет. Во-первых, такого не будет, так как нагрузка у нас распределяется равномерно. Во-вторых, я совершенно нормально сплю в самолетах и переношу длительные перелеты. Главное – использовать время с пользой. За восемь часов можно и поспать, и почитать любимые книги, и побыть наедине с собой, и насладиться тишиной, да просто подумать. Ведь, если говорить по-хорошему, то при стандартном ритме жизни времени порой не хватает даже на такие элементарные вещи. У судей практически вся жизнь проходит в транспорте и на стадионах. Так что в поездках на Дальний Восток я вижу определенные преимущества.
– В нынешнем сезоне для вас, наверное, стоит особняком игра СКА – «Авангард»?
– Да, конечно. Это был 1000-й матч Алексея Юрьевича Белова. Он родился в Ярославле и, получив право выбрать напарников на юбилейную игру, решил пригласить земляков Юрия Владимировича Оскирко, Александра Чернышева и меня. Мы, узнав об этом, сразу же стали думать над подарком. Я уже выражал поздравительные и благодарственные слова в адрес Алексея Юрьевича, но, пользуясь случаем, хотел бы еще раз отметить, что мне было очень приятно оказаться в собранной им бригаде. Могу сказать, что я этим горжусь и этот день запомню навсегда.
Честно говоря, в этот вечер все судьи просто наслаждались игрой. Для нас это был праздник. Совершенно особая атмосфера, ощущение значимого события. Мы просто радовались за своего товарища, друга, коллегу. Не подвели и команды. СКА и «Авангард» продемонстрировали хоккей очень высокого уровня.
– Белов принимал участие в вашем становлении?
– Да, и он, и Юрий Владимирович. В ярославском судействе они – мэтры, те, на кого равняются все остальные. Так или иначе они соприкасаются практически со всеми арбитрами нашего города и области. Тот же Юрий Оскирко – наш начальник, руководитель ярославской коллегии судей. Именно он очень помогал мне в то время, когда я начинал судить профессиональные лиги и до сих пор дает советы. Вполне могу назвать его своим наставником. Впрочем, то же самое наверняка скажут и другие судьи из Ярославля.
Алексей Юрьевич Белов, как правило, немногословен, все показывает примером. Высочайший профессионализм во всем. Достаточно просто понаблюдать за ним, увидеть, как и что он делает, сразу впитываешь многие моменты – подход, дисциплина, сдержанность, авторитет. Остается только перенимать.
– Как планируете работать в следующем сезоне – окончательно перейдете в главные или продолжите выполнять две роли?
– Это решит руководство. Я приму любой выбор, потому что наше начальство максимально компетентное, и ему виднее. Но лично я стремлюсь как можно скорее окончательно перейти в главные. Хочется окунуться в эту работу с головой и быстрее вернуться в КХЛ в новом статусе. Конечно, за этим будет стоять очень большой труд. Но я к нему готов.
– Попробовать работать главным – инициатива руководства или ваша?
– Мне предложило руководство. Но, думаю, если бы этого не произошло перед нынешним сезоном, то перед следующим я бы сам проявил инициативу. Все-таки я приходил в судейство, чтобы работать главным. Все остальное для меня – промежуточные ступени. Когда мне предложили попробовать силы в новой роли, я обрадовался и не думал ни секунды. Уже через несколько дней я начал работать на контрольных матчах команд МХЛ. Мне все очень нравится. В первую очередь, получаю удовольствие то того, что веду игру.
– Многие линейные судьи говорят, что сначала хотят добиться максимально результата в качестве лайнсмена – отсудить финал Кубка Гагарина, получить «Золотой свисток», а уже потом переходить в главные. У вас таких мыслей не возникало?
– У каждого свой путь. Я доволен тем, как все складывается. Никто не мешает мне бороться за финал и «Золотой свисток» в качестве главного. Что касается перехода, то раз мне поступило предложение, отсрочивать его не видел смысла. Чем быстрее начнешь, тем быстрее будет шанс вернуться на уровень КХЛ. Впрочем, давайте не забывать, что в нынешнем сезоне я еще сужу главную российскую лигу линейным. И, стало быть, все-таки имею шансы попасть в финал. В каждой игре, независимо от амплуа, я выкладываюсь на полную. Сейчас моя главная задача – отработать каждый доверенный матч на высоком уровне. Что касается возможной недосказанность по итогам работы лайнсменом, то она меня не гложет, так как я хочу судить главным и развиваться в этом направлении.
– Главным вам работать интересней?
– Просто все по-другому. Начиная от обязанностей и заканчивая взглядом на хоккей. Например, лайнсмен больше смотрит на шайбу, линии, следит за количеством игроков, его действия, можно сказать, точная наука. А главный, в первую очередь, наблюдает за тем, что делают хоккеисты, чтобы не пропустить нарушение, ведет игру, оценивает моменты. При этом не хочется умалять заслуг линейных. Они не так заметны, но я убежден, что общая картинка качества судейства от них зависит не меньше, чем от главных. Мало кто задумывается, но ведь судьи напрямую влияют на красоту хоккея. Когда хоккеисты чувствуют, что арбитры уверенно ведут игру, они концентрируются только на себе, раскрепощаются, не тратят нервы и время на разговоры и выдают классный матч.
– Из-за постоянной смены ролей ни разу не путали функции главного и линейного?
–Нет. Чтобы такого не случилось я даже придумал себе две разминки – одну делаю перед матчами, которые сужу лайнсменом, другую – перед играми, на которых тружусь главным. То есть настраиваю себя на конкретную роль сразу после приезда во дворец. Но вообще ко всему этому быстро привыкаешь. Просто нужно с первой минуты четко помнить, за чем именно ты сегодня в основном следишь – за шайбой или игроками.
– Ваш отец Виталий ведь тоже был связан с хоккеем?
– Да, он поиграл на самом высоком уровне. Начинал в ярославском «Торпедо», а в Суперлиге выступал за саратовский «Кристалл», в 2003 году завершил карьеру в Рыбинске. У меня был пример, на кого равняться. Именно папа и привел меня в хоккей. А после того, как я понял, что вряд ли попаду на профессиональный уровень, он подсказал путь с судейством. Кстати, некоторые действующие арбитры КХЛ рассказывали мне, что судили матчи с участием отца.
– Он ведь поиграл в чемпионате Испании?
– Да, был такой эпизод. Мы жили в городе Сан-Себастьян. Но я был совсем маленьким, только родился, поэтому какие-либо подробности рассказать не могу. Все личные воспоминания заключаются в нескольких фотографиях.
– В каком возрасте встали на коньки?
– Уже в три года. Есть фотография того времени, где на коньках вся наша семья – мама также хорошо катается. Вскоре пошел в школу «Локомотива», закончил ее, но перспектив пробиться в молодежную команду я не видел – в Ярославле среди моих сверстников была очень высокая конкуренция – играли те же Артур Каюмов, Георгий Иванов. Были предложения из других городов, но я решил поступить в университет и заняться судейством, чтобы остаться в хоккее.
– В прошлом сезоне вы дебютировали в розыгрыше Кубка Гагарина и сразу провели шесть матчей. Удивились такому результату?
– Доверие, конечно, приятно. И за него хотел бы сказать слова благодарности нашему руководству. Но я не могу сказать, что был удивлен. По одной простой причине – плей-офф для судей, как и для команд, отдельный турнир. Все начинается с нуля. И как у кого пойдет, не знает никто. Новичок может отработать идеально матч-другой и получить еще игры. А кто-то допустит ошибку и сойдет с дистанции. Так что в Кубке Гагарина возможно все. Мне помогло то, что ставили судить с Александром Чернышевым. Это очень сильный арбитр и хороший человек. В двух последних сезонах он работал в финалах. Ярославским рефери есть на кого равняться. Когда рядом такой напарник, это придает уверенности.
Когда получил назначение на четвертьфинал было очень радостно. В первую очередь от того, что осознал – я все делаю правильно. Правда, не обошлось без испытания. В первой для меня игре второго раунда между «Ак Барсом» и московским «Динамо» шайба попала Саше в лицо, разорвала губу, требовалось зашивать. И вот минут на пять чистого времени я остался один. Но все прошло хорошо. Главные судьи Юрий Оскирко и Сергей Юдаков мне очень помогали, постоянно подсказывали, подбадривали. Я даже зафиксировал у «Динамо» нарушение численного состава, которое «Ак Барс» реализовал. Как раз после этого Саня вернулся на лед. Правда, на следующую игру он выйти не смог – травма оказался серьезная. На замену приехал Юрий Иванов.
– Довольны прошлым сезоном?
– Да, конечно. Изначально ставил цель просто попасть в плей-офф. А уж дойти до второго раунда, когда судишь матчи Кубка Гагарина впервые в жизни – это, конечно, отличный результат. Сезон, однозначно, идет в актив.
Досье
Егор Седов
Родился 1 марта 1998 года в Ярославле
Карьера арбитра: матчи КХЛ в качестве лайнсмена судит с 2022 года. Всего провел более 100 игр. С 2025 года работает в МХЛ в статусе главного.

