Виктор Фёдоров развивается в Нижнем Новгороде уже третий сезон. Он перешёл в «Торпедо» из системы «Локомотива» летом 2023 года, провёл первый год в ЮХЛ, а в чемпионате 2024/2025 стал вторым бомбардиром «Чайки» с 30 (13+17) баллами в 45 матчах, завершил плей-офф с результатом «очко за игру», стал бронзовым призёром МХЛ и в итоге был номинирован на лучшего новичка сезона. Нынешнюю регулярку Виктор проводит сразу в трёх лигах: он набрал 9 (2+7) очков в 11 матчах за молодёжку, отлично играет на точке в ВХЛ (56.2% выигранных вбрасываний) и уверенно выглядит в КХЛ.
17-летний центрфорвард дебютировал за «Торпедо» 3 октября, в следующем матче отдал результативную передачу, а в третьей игре забил дебютный гол, поразив ворота «Спартака». Его путь в большой хоккей только начинается, и результаты говорят о перспективах Виктора лучше любых экспертов.
– Почему перед своим первым матчем сезона 2025/2026 вы пропустили пять игр в ВХЛ?
– Я находился в расположении «Торпедо-Горький» большую часть предсезонки и в начале сезона, меня готовили к дебюту, давали привыкнуть к скоростям на тренировках, после чего подключили в состав. Тренеры сами говорили мне, что они планируют по поводу моей игровой практики и развития. Я просто ждал своего момента, потихоньку набирался опыта в «Торпедо-Горький», а потом сыграл и в МХЛ, и в КХЛ.
– Летом вы впервые попали на взрослый уровень, ощутили контраст после МХЛ?
– Безусловно. Сначала я две недели тренировался с командой ВХЛ, затем с началом сборов «Торпедо» присоединился к основе на полмесяца, после чего вернулся в «Горький». В первую очередь ощутил разницу в мастерстве игроков и скорости принятия решений, но в плане бега и физики КХЛ и МХЛ очень схожи.
Первые дни сборов с «Торпедо-Горький» было тяжеловато, ощущался контраст после молодёжного уровня, тем более это были первые тренировки после летней паузы. При подключении к КХЛ уже не испытал сложностей, чувствовал себя комфортно в этом ритме.
– Как вы получили вызов в КХЛ?
– Я довольно неплохо провёл игру против «СКА-ВМФ», на следующий день мне позвонил начальник первой команды Владимир Щепалин и сообщил о том, что я тренируюсь с «Торпедо». Уже на раскатке узнал, что буду играть. Очень обрадовался этой новости, сразу сообщил всем родным и близким, что, видимо, буду играть. Сначала меня планировали заявить в состав 13-м нападающим, но во время тренировки Вася Атанасов получил травму, поэтому тренеры поставили меня в первую пятёрку. Я быстро привык к партнёрам, потому что в «Торпедо» все звенья играют по схожей тактике. У хоккеистов есть индивидуальные особенности, но в целом всё одно и то же. Меня хорошо приняли в команде, все помогали и подсказывали. Сейчас отлично со всеми общаюсь. Ещё до дебюта за «Торпедо» я был знаком с Алексеем Кручининым, он сыграл большую роль в моём становлении в коллективе.
– Когда вы познакомились с Кручининым?
– В мой первый сезон в Нижнем Новгороде после одного из матчей «Торпедо» Максим Романович Гафуров провел меня и ещё нескольких ребят из команды в раздевалку. Было очень приятно там находиться, я сфоткался с Конюшковым и Кручининым, затем через какое-то время написал Алексею в социальной сети, мы познакомились и пообщались.
– До сих пор на связи с Максимом Романовичем?
– Да, мы периодически общаемся. Он ездил с нами на выезд в Москву, там тоже удалось поговорить.
– В нашем прошлом интервью вы рассказывали, что при знакомстве с Игорем Ларионовым он устроил вам блиц-опрос. А как прошло знакомство с Алексеем Исаковым?
– Я познакомился с Алексеем Геннадьевичем примерно в то же время, что и с Игорем Николаевичем. Это были первые недели после переезда из Ярославля в Нижний, меня подключали на тренировки «Чайки», которой тогда как раз руководил Алексей Геннадьевич, и мы познакомились лично. Он очень приятный человек и хороший тренер. Следующий сезон 2024/2025 я полностью провёл в МХЛ, а он в ВХЛ, поэтому мы не часто виделись, а прошлым летом встретились снова – уже в КХЛ.
– Вы также отмечали, что для стабильной игры в КХЛ вам нужно добавлять в игре на точке и реализации. Сейчас довольны этими компонентами?
– Я улучшил их, однако в реализации всё ещё нужно добавлять. В матче с ЦСКА у меня был хороший момент, но, к сожалению, у меня не получилось отличиться. Мой результат на вбрасываниях стал лучше, хотя в «Торпедо» я в основном играю крайнего нападающего. В матче с московским «Динамо» один раз встал на точку и выиграл, но не смог понять, насколько комфортно чувствую себя в этом компоненте на новом уровне. Возможно, если бы против меня тогда играл какой-нибудь опытный мастеровитый соперник, как тот же Джордан Уил, у меня было бы понимание своих возможностей в КХЛ, но я сыграл против молодого Сергея Артемьева.
– В ВХЛ вы отлично выглядите на точке – у вас 55.8% выигранных вбрасываний. Что помогло сохранить высокий результат при переходе на новый уровень?
– Постоянные тренировки. Я уделяю этому компоненту много времени, чтобы не забывать, какого это. На тренировках «Торпедо» встаю на точку. Сложнее всего выигрывать вбрасывания у Белевича, он меня этому и учит. Андрей габаритный нападающий, он разбирается в игре на точке и знает, как надо действовать в плане хитрости и скорости.
– При этом с середины октября вас перестали ставить на вбрасывания. Почему?
– В команде были более опытные хоккеисты. Центральных, которые не попадали в состав «Торпедо», спустили в ВХЛ. Возможно, тренерский штаб решил возложить эту ответственность на старших игроков.
– Центральные нападающие – дефицитная позиция в российском хоккее. У вас есть этому объяснение?
– По моему мнению, всё идёт из детских школ. Там в нападение ставят тех, кто лучше играет. Такие ребята не особо хотят играть в обороне, и тренеры не ругают их за это, потому что они умеют забивать, а на профессиональном уровне учиться этому без какой-либо базы уже сложно. Слава Богу, что у меня с этим никогда не было проблем. В детской школе нас тренировали сразу на всех позициях: и в обороне, и с краю, и в центре. Я люблю помогать команде в обороне и отбирать шайбу.
– Хотели бы развиваться на взрослом уровне именно как центрфорвард?
– Конечно, я хочу развиваться в этом амплуа и в будущем стать хорошим центральным, но не из-за того, что эта позиция дефицитная – просто на льду мне нравится всегда быть там, где находится шайба.
– В детстве вы пристально следили за Павлом Дацюком, на кого сейчас равняетесь?
– В данный момент мне ближе всех пример Андрея Белевича. Он хорошо играет в обороне, меньшинстве и на точке. По атакующим навыкам больше смотрю на ребят из НХЛ, в этом плане мне нравится Маклин Селебрини и Сидни Кросби.
– Между вашим первым и вторым матчем в КХЛ прошло три недели. Ожидание возвращения давалось тяжело?
– Я каждый день вспоминал о своей дебютной игре и прекрасной атмосфере, поэтому стремился вернуться в «Торпедо». Понимал, что могу играть в КХЛ. После того матча у меня стало больше мотивации, так что он точно пошёл мне на пользу.
– Перед первой сменой испытали мандраж?
– Конечно. Нервничал в двух первых сменах, но потом включился в игру, и всё стало нормально. Переживания уходят после любого успешного действия: силовой приём, бросок, удачный пас или выигранное вбрасывание.
– До сих пор привыкаете к скорости принятия решений в КХЛ?
– Да. С каждым матчем становится проще, но окончательная адаптация, чтобы уже на спокойных руках и ногах разбираться, займёт какое-то время. В борьбе мне тоже непросто в КХЛ, всё-таки относительно взрослых хоккеистов у меня небольшой рост и вес (180/80 – прим.ред). Однако я не проигрываю борьбу, стараюсь применять силовые приёмы и действовать хитро. В физической скорости тоже не уступаю, где-то даже выигрываю.
– При этом в КХЛ вы ещё не уходили со льда без силового приёма. В будущем хотели бы стать нападающим силового плана?
– Сто процентов. Я хочу стать силовым форвардом – люблю бороться и отбирать шайбу. Хитрость тоже нужна, но без силовой борьбы в хоккее никак.
– По стилю будете как негабаритный «мини-танк» Николай Коваленко?
– Да, только ещё чуть больше мастерства (улыбается).
– Вы забили гол уже в третьем матче за «Торпедо», заброшенная шайба была идеей-фикс в первых играх?
– Конечно, в голове сидели мысли о том, что было бы круто забить первый гол. Ещё думал о том, что я буду чувствовать после этого. В итоге ситуация сложилась так, что Журавлёв забросил шайбу в зону, я первым пошёл в прессинг, Загидулин вышел из ворот, я попытался прочитать игру наперёд и пошёл крыть хоккеиста, которому Артём хотел отдать передачу, а там уже с другой стороны подлетел Вася Атанасов, отобрал шайбу у вратаря, я поехал на пятак и получил проникающую передачу. Мне оставалось просто бросить в пустые ворота. Слава Богу попал (улыбается).
– После шайбы испытали примерно те же ощущения, что и представляли?
– Я думал, что почувствую спокойствие и облегчение, но в итоге получилось совсем наоборот – испытал радость, восторг и бурю эмоций. Сам от себя такого не ожидал, планировал отпраздновать спокойно. Чем выше уровень, тем больше эмоции от заброшенных шайб.
– Вы очень спокойный игрок, в хоккее эта черта характера бывает в минус?
– Я пару раз задумывался о том, что, наверное, быть таким спокойным не очень хорошо, и нужно добавлять в наглости и агрессии, но это мой характер, с ним уже ничего не сделать. Стараюсь перед играми сам себя заводить, чтобы агрессивнее действовать на площадке. Например, силовые приёмы на раскатке помогают зарядиться и немного «проснуться». Однако у спокойствия есть и свои плюсы – оно позволяет не поддаваться эмоциям в тяжёлые игровые моменты и действовать правильно, с холодной головой.
– Что последний раз выводило вас из себя?
– В этом сезоне я, слава Богу, держу себя в руках. Последний раз поддался эмоциям прошлой весной, когда меня с другими молодыми ребятами спустили в ЮХЛ во время паузы в играх «Чайки». Тогда соперник меня сильно взбесил, и я подрался.
– Впервые подрались на профессиональном уровне?
– Да.
– Выиграли хотя бы?
– Да (улыбается).
– Вам сложно разрываться между тремя лигами в сезоне 2025/2026?
– Сначала переходить между лигами действительно было непросто, первое время это сказывалось на моей игре, но сейчас я уже привык. Понимаю, какая у меня роль в каждой команде, и отталкиваюсь от этого. В «Чайке» я лидер, играю в первом звене, должен забивать и отдавать, в ВХЛ и КХЛ моя задача – сыграть попроще и понадёжнее, создать моменты партнёрам, где-то закрыть соперника в зоне и поменяться.
– Хоккей команд нижегородской системы похож друг на друга?
– У ВХЛ и КХЛ да, плюс-минус тот же острый хоккей со строгими требованиями, где нужно много двигать шайбу и лезть на ворота. В МХЛ у нас есть определённая тактика при игре в обороне, но в атаке и средней зоне у игроков развязаны руки – мы сами решаем, что делать.
– Вы говорили, что в КХЛ более командный хоккей по сравнению с МХЛ. Что вы имели в виду?
– В этих лигах разный уровень игры. В КХЛ тяжело что-то придумать одному. Например, здесь сложно представить, что хоккеист сможет обыграть всю пятёрку соперника и забить из-под ноги, а в МХЛ ребята нередко это пробуют. С возрастом игра становится более командной.
– Вам было тяжелее адаптироваться к ВХЛ после МХЛ или к КХЛ после ВХЛ?
– Наверное, к ВХЛ, потому что у меня была пятиматчевая пауза, из-за которой пришлось немного вкатываться в новый ритм с другими скоростями и уровнем сопротивления. В КХЛ после ВХЛ уже было полегче. Если во время матча за «Торпедо» у меня появляется момент, я пробую обыграть соперника. В ошибках нет ничего страшного, после потери самое главное – отобрать шайбу, чтобы вам потом не забили (улыбается).
– Одного сезона в МХЛ хватило, чтобы без проблем справляться с уровнем сопротивления при возвращении в молодёжку?
– Конечно, по сравнению с прошлым сезоном мне было легче. В первую очередь я прибавил в уверенности, сейчас могу позволить себе больше на льду. Благодаря этому мне легче выигрывать вбрасывания, вести силовую борьбу и так далее.
– Кубок Будущего в начале ноября пошёл вам на пользу?
– Да, я неплохо перезагрузился и немного переосмыслил свою игру. Понял, что мне нужно делать в зависимости от лиги. Для меня уровень ответственности на уровне клуба и сборной сопоставим, потому что нужно отдаваться на сто процентов в каждом матче. Ответственность в любом случае присутствовать, но она не давит.
Я только поддерживаю проведение таких международных турниров, благодаря ним мы не забываем, какие чувства вызывает игра за сборную России. Кубок Будущего предоставляет молодым ребятам отличную возможность собраться вместе со сверстниками и сыграть против других стран. Это очень важный опыт.
– По итогам сезона МХЛ 2024/2025 вы были номинированы на лучшего новичка сезона. Рассчитывали забрать статуэтку или понимали, что вряд ли окажетесь в приоритете?
– Мне было бы приятно стать лучшим новичком сезона, но у Жаровского очевидно было больше очков, поэтому я понимал, что у меня не так уж много шансов взять статуэтку. Мы до последнего не знали, кого из нас выберут, поэтому внутри сидели надежда и большие сомнения.
– Жаровский заслуженно стал лучшим новичком сезона?
– Абсолютно.
– Александр действительно так хорош, как о нём пишут?
– Да, это так. Если честно, даже не знаю, с кем его сравнить из профессиональных хоккеистов. Он такой один. Впервые вижу такого гибкого и пластичного игрока, который благодаря снижению собственной скорости замедляет всю игру. Когда он с шайбой в чужой зоне, все вокруг как будто останавливаются и замирают, а Жаровский просто обыгрывает их и забивает. Такое ощущение, что Саша просто гипнотизирует соперников.
– Вы называли одной из главных целей прошлого сезона стать лучшим новичком МХЛ. Почему не получилось прыгнуть выше головы в регулярке?
– У меня были перепады в чемпионате, октябрь и ноябрь я провёл не лучшим образом в плане личной статистики, не получалось часто набирать очки. В целом у меня был вполне неплохой сезон. Самое главное – это плей-офф, и там мой результат был очень даже ничего, поэтому в общем я остался собой доволен.
– С чем были связаны ваши перепады в чемпионате?
– Сложно сказать, я старался не искать причины в неудачах – просто работал. Большое спасибо Дмитрию Владимировичу Гоголеву, который поддерживал меня в трудные моменты и говорил: «Просто продолжай трудиться. Ты всё делаешь правильно, а голы и очки придут».
– В плей-офф для выхода в финал «Чайке» не хватило именно опыта?
– Да, в составе «Спартака» было больше возрастных ребят, поэтому физически они выглядели лучше. В «Чайке» же многие парни были 2007-2008 годов рождения. В плей-офф к нам присоединились опытные игроки, но этого оказалось недостаточно.
– Однако полуфинал – отличный результат для молодой команды. Что помогло вам достаточно ровно пройти регулярку и добраться до медалей?
– Блин, аж мурашки по коже пошли, как стал вспоминать это всё (улыбается). У нас была очень сплочённая команда, все дружили друг с другом и подбадривали. Мы прошли до полуфинала благодаря характеру и слаженной работе.
– Уже упомянутый нами Жаровский не стал менять маску на визор после совершеннолетия. Вы планируете?
– Да, сразу поменяю (улыбается). Я уже катался с визором летом – это прикольно. Не заметил сильных различий, но многие из тех, кто переходит с визора обратно на маску из-за травм, говорят, что сетка сливается с шайбой, поэтому с ней неудобно.
– Вы единственный игрок КХЛ 2008 года рождения, который сыграл в этом сезоне больше одного матча. Вам льстит такой успех среди своих ровесников?
– Конечно. Очень приятно, что тренеры мне доверяют, а руководство делает всё для моего развития. Мне нужно просто оправдывать доверие и набирать игровую практику. Моя цель – становиться лучше себя по сравнению с каждым прошедшим днём.
– А что касается целей на этот сезон – какие они?
– В первую очередь хочу стабильно заиграть в «Торпедо», закрепившись на уровне КХЛ.
– Хет-трик остался незакрытым гештальтом в МХЛ? В прошлом сезоне у вас было четыре дубля.
– Сто процентов (улыбается). Не понимаю, как у меня до сих пор не получилось забить три гола в одном матче за «Чайку». Надеюсь, в ближайшем будущем смогу это сделать.
– То есть не переживаете, что в случае серии ошибок в «Торпедо» вас спустят в ВХЛ или МХЛ?
– Да, не переживаю по этому поводу. Если меня спускают, значит так надо. Буду набираться опыта в любой лиге. Анализирую каждый свой матч за «Торпедо», разбираю ошибки и понимаю, в чём нужно добавлять, чтобы оставаться на уровне КХЛ.
Виктор Степанович Фёдоров
Родился 21 февраля 2008 года в Томске
Карьера: 2024 - н.в. - «Чайка» (МХЛ), 2025 - н.в. - «Торпедо-Горький» (ВХЛ), «Торпедо»;
Достижения: бронзовый призёр чемпионата МХЛ 2024/2025.