Слово «кризис» в Новосибирске никто не произносит. Ни вслух, ни шепотом. Да и в целом чисто внешне в клубе все стараются сохранять хладнокровие, словно и нет сегодня отставания в семь очков от занимающего восьмую позицию «Салавата Юлаева». Откровенно говоря, со стороны это выглядит удивительно с учетом того, что все последние годы в Новосибирске очень болезненно воспринимали любые неудачи своей команды. И меры после таких неудач обычно принимались самые радикальные. Об отставке Андрея Тарасенко в городе не говорят, хотя перманентными изменениями на тренерском мостике «Сибири» болельщиков и специалистов в прежние времена удивить было трудно.
Два года назад Владимир Семенов, если помните, лишился работы уже в конце октября, когда после 19 матчей в активе команды было 21 очко и 10-е место на Востоке. Сегодня «Сибирь» и вовсе располагается на 11-й позиции, но в клубе есть четкое понимание того, что ситуацию еще вполне можно исправить. И исправлять ее будет Тарасенко.
Конечно, занимай сегодня по-прежнему Виктор Толоконский пост губернатора Новосибирской области, неизвестно, смог ли бы нынешний тренерский штаб команды доработать до ноябрьского перерыва – руководитель региона, не пропускавший практически ни одного домашнего матча, обычно был скор на расправу. Он и сегодня в статусе полпреда президента на играх «Сибири» занимает свое законное место на трибуне, но прямого отношения к делам клуба уже не имеет. Нынешнему губернатору региона Василию Юрченко, который долгие годы возглавлял объединение «Сибсельмаш», хоккей с мячом несколько ближе, но и «шайбисты» без внимания не остаются, находясь под плотной опекой одного из вице-губернаторов. Но, пожалуй, нынешнее спокойствие в стане «Сибири» объясняется не только появлением новых людей в высших эшелонах власти, но и приглашением в Новосибирск в качестве генерального менеджера пришедшего на смену Александру Канцурову Кирилла Фастовского, – удивительно рассудительного и взвешенного специалиста, который не привык к эмоциональным поступкам.
– Конечно, травм в этом году многовато, – говорит Фастовский. – Но только на травмы списывать неудачи нельзя. Мы очень много проигрываем в концовках матчей. И это уже зона ответственности тренеров. Нам надо научиться сохранять победный счет и держать удар. Вратари? Да, могли бы играть лучше, но я далек от мысли, что с приглашением Брюклера мы не угадали. Стефан Лив играл сильнее, это факт, но я уверен, что наша вратарская бригада себя еще проявит.
Матчей, по ходу которых «Сибирь» вела, но затем уступала, набирается в этом сезоне многовато: можно вспомнить встречи с «Ак Барсом», «Львом», «Торпедо», где подшефные Андрея Тарасенко вели с разницей в две шайбы. Но настоящим кошмаром для новосибирцев становятся последние пять-шесть минут третьего периода: защитник «Спартака» Андре Бенуа забросил на 59-й минуте, сделав счет 4:3, Евгений Кузнецов в Челябинске принес победу «Трактору» на 58-й минуте… Это еще далеко не все примеры, и здесь действительно есть над чем задуматься Андрею Тарасенко и его помощникам.
В кулуарах новосибирской арены говорят и том, что минувшим летом тренерский штаб изменил программу предсезонной подготовки, добавил в нее новые элементы и получил на выходе традиционное «лучшее – враг хорошего». Наверное, и эта точка зрения имеет право на жизнь. Одно очевидно: результаты «Сибири» – а именно они мерило ценности всего и вся – в этом сезоне на порядок хуже, чем в прошлом: год назад в активе новосибирцев после 23 матчей было 41 очко, и команда располагалась на второй строчке Восточной конференции. А теперь девятью строчками ниже.
На травмы Кирилл Фастовский благородно не стал ссылаться, но очевидно, что если из-за различных повреждений выпадают ведущие защитники Александр Кутузов и Георгий Пуяц, если больше месяца не играет забивной форвард Йори Лехтеря, а о точных сроках возвращения в строй Максима Кривоножкина точно еще никому неизвестно, то проблемы найдут команду сами по себе. Но вот-вот, говорят, Андрей Тарасенко получит в свое распоряжение практически оптимальный состав: Кутузов, имеющий, к слову, удивительный для защитника команды-аутсайдера показатель «плюс-минус» (+9) уже играет, Пуяц должен выйти на лед в ближайшем домашнем матче с «Атлантом», а Лехтеря, которого пока врачи стараются приберечь, появится в стартовом протоколе в начале декабря.
– Не хочется распространяться на тему причин наших последних неудач, – говорит Георгий Пуяц. – Пусть это останется внутри команды. Могу сказать одно: выбираться будем все вместе – другого не дано.
А еще Кирилл Фастовский не без гордости рассказывает о том, как иностранцам нравится в Новосибирске – все они без исключения комфортно чувствуют себя в третьем по величине городе России, их жены, дети и подруги находятся рядом и лишь к разнице во времени, которая теперь после отмены зимнего перевода стрелок составляет с Европой пять часов, легионеры приспосабливаются очень тяжело. Хороший микроклимат – в спорте это общеизвестно – тоже способствует исправлению ситуации.
В Москве, глядя на 11-е место команды в турнирной таблице, болельщики давно бы проголосовали ногами. В Новосибирске это нет и в помине: арена в городе заполняется в среднем на 94,5% – больше в Лиге только у «Барыса» (115%), «Амура» и «Салавата Юлаева» (по 100%) «Атланта» (94,7%) и «Льва» (94,6%). Этим болельщикам хорошо бы памятник при жизни поставить в виде новой арены, но Фастовский говорит о том, что в ближайшей перспективе о строительстве современного дворца говорить не приходится:
– Силами региона такой проект мы не осилим – где найти несколько миллиардов рублей? Область не богата ни нефтью, ни газом. Так что пока альтернативы нынешней арене у нас нет. Да, хотелось бы помечтать о новом дворце, но я привык реально смотреть на вещи.
Конкуренция на Востоке в этом году зашкаливает – на восемь путевок одиннадцать претендентов. «Сибирь» пока в числе этих претендентов и сохраняет спокойствие, не идя по пути «Салавата Юлаева», магнитогорского «Металлурга», «Барыса» и «Нефтехимика», уже сделавших ставку на новых наставников. В общем, в Новосибирске стараются этой осенью жить под девизом знаменитого героя Астрид Линдгрен. Главное, чтобы удача, а вместе с ней и игра не улетели от «Сибири», как улетел в свое время в меру упитанный мужчина, обещавший, впрочем, вернуться.
Владимир Самохин из Новосибирска, специально для khl.ru