Лучшим новичком восьмой недели чемпионата 2016/2017 стал 20-летний нападающий «Трактора» Илья Зиновьев. Воспитанник челябинской школы хоккея пока не всегда попадает в состав родного клуба не смотря на давний опыт работы под руководством Анвара Гатиятулина. Но предыдущая неделя Зиновьеву явно удалась. Он забросил шайбу, отдал голевой пас и стал лучшим новичком в КХЛ по итогам семи дней. Форвард не собирается останавливаться на достигнутом и хочет поскорее закрепиться в составе «Трактора».
- Вы стали лучшим новичком – приятно?
- Конечно, очень приятно, что лига оценила мои старания, никак этого не ожидал! Я не следил за этой номинацией, но наши работники из пресс-центра подсказали мне. Я сразу же зашел на сайт лиги, посмотрел.
- Свои первые матчи в КХЛ вы сыграли еще по ходу прошлого сезона, тогда же набрали первые очки, но забить дебютный гол удалось уже в текущем первенстве. Расскажите об адаптации в лиге, к чему пришлось привыкать дольше всего?
- В прошлом сезоне я поехал с командой на дальневосточный выезд. Сразу же обратил внимание, что в КХЛ команды очень много двигаются, голову не успеваешь поворачивать. Но сейчас, я думаю, адаптация уже закончилась, начинаю понимать, как нужно играть. Тяжелее всего привыкал к скорости мышления соперников. В физике особых проблем не было, ведь играют такие же люди, как и я – две руки, две ноги – никакой разницы. Знал, что здесь есть сильные ребята, но не было такого, чтобы меня по бортам размазывали.
- Почему пока не получается регулярно играть в основе «Трактора»?
- Пока я еще молодой, бывают спады. Об этом мы много говорим с тренерами, они просят больше лезть на ворота. Стараюсь к ним прислушиваться. Сейчас начинаю потихоньку попадать в состав, теперь нужно закрепиться. Я уверен, что все у меня получится, если буду работать.
Еще в детстве я узнал, что в России играет хоккеист с такой же фамилией, как у меня. Поэтому следил за Сергеем Зиновьевым, особенно, когда он играл в «Ак Барсе». Сейчас знаю, чем Сергей Олегович занимается. Раньше любил читать интервью Зиновьева.
- Особенно удачно вам удаются игры против «Барыса». Стечение обстоятельств?
- Особого настроя на эту команду у меня нет, просто так удачно все получается. Стечение обстоятельств. Помню, что в прошлом чемпионате в гостях в Астане отдал передачу, в этом сезоне получилось сделать гол плюс пас.
- Шайбу по традиции забрали на память?
- Да, ребята отдали шайбу после игры. Я привез ее домой к родителям, там храню все свои награды.
- Кто из партнеров в «Тракторе» производит на вас наибольшее впечатление?
- Все ребята у нас большие мастера. Не хочу никого выделять, все стараются, все показывают свои лучшие качества. Конечно, я смотрю на старших ребят, чему-то у них учусь постоянно, спрашиваю совета.
- Против кого в КХЛ вам было играть сложнее всего?
- Наверное, против ЦСКА сложно было… Они постоянно бегут вперед, топчут тебя. Сложно было именно в движении – у армейцев его очень много.
- На протяжении почти всей вашей карьеры, начиная с МХЛ, вы выступаете под руководством Анвара Гатиятулина. Именно при нем вы дебютировали в КХЛ. Какую роль в вашем становлении сыграл этот тренер?
- Огромную роль. В МХЛ тренер мне очень доверял, делал на меня ставку в выпускной год. Анвар Рафаилович отличный наставник, прекрасный мотиватор. Он всегда знает, что сказать. На тренировках упражнения почти все игровые – это очень интересно. Спасибо ему, что дал шанс сыграть в КХЛ. Благодаря ему я играю «Тракторе».
- То, что знаете методы работы главного тренера, облегчает жизнь в основной команде?
- Чуточку полегче. Я уже знаю какие-то его схемы, некоторые упражнения, имею представление об его системе.
Я не помню, как звали первого тренера, но у него была своя «фишка» – он бил нас по трусам, подгонял. Мне это очень не нравилось. Я его прозвал Сторож.
- По сравнению с годами в МХЛ Анвар Гатиятулин сильно изменился как тренер или принципы работы остались прежними? Вы говорили, что в «Белых Медведях» он был душой с командой. Сейчас стал более жестким, может быть?
- Нет, в принципе, он таким же и остался. В МХЛ, наверное, был даже более жестким. Иногда требовалось накричать, стукнуть кулаком по столу, поскольку в команде были только молодые ребята, наверное, так мы понимаем лучше (смеется). В «Тракторе» ни на кого кричать не надо, ребята – профессионалы, сами все понимают. Он все спокойно объясняет.
- Каким хоккеистом нужно быть, что полностью соответствовать требованиям Гатиятулина?
- Нужно больше лезть на ворота и играть по заданию. В защите нельзя ошибаться. Как говорит Анвар Рафаилович: в обороне мы должны сыграть строго, тогда все у нас получится.
- В Челябинске хоккей самый популярный вид спорта. Наверное, у вас в этом плане выбора не было?
- Отец подумал, какой у нас самый популярный вид спорта и отдал в хоккей. Я не помню, как звали первого тренера, но у него была своя «фишка» – он бил нас по трусам, подгонял. Мне это очень не нравилось. Я его прозвал Сторож. Приходил домой, мне было лет 5-6, и говорил: «Сторож меня обижает». Хотел бросить хоккей, но отец сказал потерпеть. А через год пришел уже тренер, который вел меня вплоть до взрослого хоккея. И как-то пошло-поехало.
- Челябинских воспитанников много по всей КХЛ, есть ребята, которые закрепились в НХЛ. Кто для вас был примером в детстве?
- Я долгое время не знал, что из Челябинска столько хоккеистов играет по всему миру. У нас в ледовом дворце висели плакаты Александра Семина и Сергея Гончара. Мы знали, что они наши воспитанники, играют в НХЛ. Смотрели на них, хотели добиваться успеха.
- Сезон 2013-2014 вы провели в юниорской лиге Квебека. Опыт пригодился?
- Поступило предложение, я согласился. Попробовать себя в новой лиге, в новой обстановке – это же хорошо. Много опыта получил, там совсем другой хоккей, скорости выше, игроки жестче, чем в МХЛ. Очень понравилось играть в этой лиге.
Когда я не попадал в состав «Трактора», Евгений Кузнецов мне писал, помогал советами, говорил, как нужно играть. Как видите, сейчас играю в КХЛ, значит его слова не прошли даром.
- Почему задержались в Канаде только на один год?
- Я хотел попасть на драфт НХЛ, но меня никто не выбрал. Решил, что лучше вернуться назад и пробиваться в КХЛ.
- С какими сложностями столкнулись в Канаде?
- Очень сложно было без родных, без русских людей. Иногда не с кем было поговорить. Я скажу так: что можно обсудить с русским человеком, с канадцем не обсудишь. В бытовом плане ни в чем не нуждался, у меня была очень хорошая семья, эти люди всем обеспечили. Очень подтянул английский язык, к концу года свободно общался. Сейчас это помогает в разговорах с нашими иностранцами.
- А как легионеры чувствуют себя в Челябинске? Все-таки не Москва…
- Прекрасно чувствуют. Они ходят в рестораны, торговые центры. Не сидят дома. Им нравится город, болельщики. Наши иностранцы – отличные, позитивные ребята. Нормально с ними общаюсь.
- Вам лично, какой хоккей ближе? Когда есть место раскатиться, разыграть комбинацию или более жесткий и силовой?
- Сейчас наш хоккей стал более силовым, особо не до комбинаций. Многие команды играют агрессивно, в прессинг. Нет большой разницы между Канадой и Россией, все играют в активный хоккей.
- Что вам дал год, проведенный в ВХЛ?
- Это большой опыт. Там я впервые стал играть против взрослых хоккеистов, это уже не молодежный хоккей. Все игры в вышке очень тяжелые. В ВХЛ нет такого, что выходишь играть откровенно против слабой команды. Все бьются, все стараются, все хотят попасть в КХЛ.
- В чем главные отличия КХЛ от лиг рангом ниже?
- Скорости в КХЛ гораздо выше, мастерства у ребят больше. Но при этом в ВХЛ больше комбинаций, поскольку там игра медленнее, и ты можешь что-то придумывать. В обеих лигах люди бьются, везде тяжело и интересно играть.
- В силу родственных связей вы, должно быть, близки с Евгением Кузнецовым (сестра Ильи Анастасия замужем за Евгением Кузнецовым). Он делится с вами опытом? Самый ценный совет от него вспомните?
- Когда я не попадал в состав «Трактор», он мне писал, помогал советами, говорил, как нужно играть. Женя представляет, что я за хоккеист, поэтому его советы оказались ценными. Он сказал, что поменять. Как видите, сейчас играю в КХЛ, значит его слова не прошли даром. Пользуясь случаем, хочу сказать ему спасибо, что не забывает про меня и подсказывает.
- Уехать за океан не советует? Сам Евгений признавался, что мог бы и раньше попробовать себя в НХЛ.
- Нет, об этом мы еще не разговаривали. Мне кажется, что еще время не пришло. Но уверен, что он посоветует, когда именно это нужно будет сделать. Конечно, у меня сидит в голове эта идея – попробовать себя за океаном. Но сейчас у меня есть «Трактор», КХЛ, определенные задачи, которые необходимо выполнить.
- Любимая команда в НХЛ есть?
- «Вашингтон Кэпиталз»! Там все-таки родня играет (смеется). Матчи смотреть не удается, только обзоры. Иногда звоню сестре, она рассказывает, как там Женя сыграл.
- Вы однофамилец Сергея Зиновьева – одного из самых ярких игроков в российских чемпионатах. Помните его выступления за сборную? Тройку Зарипов-Зиновьев-Морозов?
- Конечно, в еще в детстве узнал, что в России играет хоккеист с такой же фамилией, как у меня. Поэтому за ним и следил, особенно, когда он играл в «Ак Барсе». Помню эту великолепную тройку, да и сейчас знаю, чем Сергей Олегович занимается. Раньше любил читать интервью Зиновьева, интересно было узнать его отношение к жизни, к хоккею. Приятно было следить и за его игрой, всегда нравился этот нападающий.
ДОСЬЕ
Илья Зиновьев
Родился 15 марта 1996 года в Челябинске