Станислав Афанасьевич и сейчас видный мужчина, а раньше-то, можно представить, какой успех имел у женского пола. Красавец, статный, волосы кудрявые, пробор идеальный, в футбол здорово играет, а в хоккей ещё лучше.
На льду Станислава Петухова едва помню — во-первых, мал был, во-вторых, пристально следил за спартаковцами, потом за армейцами, «Динамо» оставалось слегка в стороне, а в сборной к тому времени, когда хоккей стал занимать достаточно большое место в моей ещё детской жизни, Петухов уже не играл. Вообще его «роман» со сборной — история только внешне типичная, но полная внутреннего драматизма.
Станислава взяли в сборную, когда ему только-только исполнилось двадцать лет, но первого официального турнира пришлось ждать долго. На Олимпиаду-1960 пробиться было трудно — основу той сборной СССР составляли игроки «Крыльев Советов» и ЦСКА, а из других команд подобной чести удостоились только динамовец Петухов и Виктор Якушев из «Локомотива». Сборная переживала смену поколений, до победоносного шествия было ещё далеко, к тому же коррективы вносили особые условия проведения Игр в горах Сьерра-Невады.
Много позже Станислав Петухов винил себя в том, что в решающем матче с хозяевами не реализовал верный голевой шанс при счёте 2:1 в пользу сборной СССР — бросал он по пустым, казалось бы, воротам, но признанный лучшим вратарём турнира Джек МакКартэн каким-то невероятным образом успел перекрыть путь шайбе, отправленной «щёточкой» наверняка. Американцы в итоге впервые победили советскую сборную, следом она проиграла ещё и канадцам, бронза была признана провалом, и золото чемпионата Европы ничуть эту горечь не скрасило. В аэропорту Нью-Йорка Анатолий Тарасов устроил разнос не всем хоккеистам, а персонально Евгению Грошеву из «Крылышек» и Станиславу Петухову, которого пообещал даже отправить в армию. На ответ «я давно служу в войсках МВД» мэтр еще больше распалился. Наезжать на Петухова, набравшего за турнир 8 очков (4+4) было не очень корректно, но у Тарасова к нему всегда был особый счет.
Петухов ведь начинал, если говорить о серьёзных занятиях хоккеем, в ЦСКА, складывалось перспективное звено Петухов — Александров — Сенюшкин, но присмотревший Петухова Аркадий Чернышёв предложил ему перейти в «Динамо», да ещё на ставку, что во многом решило дело. Именно Чернышёв, кстати, и решительно пресёк «раздвоенность» своего нового подопечного, разрывавшегося между хоккеем и футболом, в котором был даже капитаном сборной Москвы.
А вырос Станислав на Мещанской, неподалёку был стадион «Буревестник» (потом там воздвигли спорткомплекс «Олимпийский»), на «Буре» пацанва проводила много времени, а ещё больше — во дворе, потому что в хоккей с шайбой из-за опасений травм в раннем возрасте тогда брали поздно, существовал возрастной ценз. Когда ценз убрали, можно было гонять шайбу уже в нормальных условиях, и под присмотром тренеров.
Козырем юного Петухова было катание, техника и недюжинная физическая сила. Он, как сам позже рассказывал, любил потолкаться, побороться, и во многом из-за этого хоккей всё-таки победил футбол, а под руководством Аркадия Ивановича Чернышёва дело пошло споро. Вот как описывал впечатление от игры Станислава Петухова прекрасный журналист Николай Вуколов — дело не в качестве стихотворных строк, а в впечатлении. И вообще, многим ли хоккеистам посвящали стихи — не дружеские шаржи, а все-таки стихи?
«Он мог, когда он был в ударе, Петух, на крюк намотать одного, или двух. Он мог вдоль борта промчаться, как торпеда — была бы победа, ах, только победа! Он мог и забить, и отбить, и отдать, и мог, если надо, в защите сыграть в борьбе силовой, скоротечной. Но как он умел, до сих пор не понять, в густой шевелюре пробор сохранять, подчёркнуто безупречный? Тогда на «Динамо» без шлемов играли, и шли на трибуны окрестные крали, презрев снегопад и мороз — и зачарованным глазом газели на Петухова с восторгом глазели — героя их сладостных грёз». Ну, ни убавить, ни прибавить.
У героя этих грёз в начале 60-х появилось звено, с которым можно было горы свернуть. Подрос и возмужал Володя Юрзинов, пришёл в команду из «Локомотива» Юра Волков, Аркадий Чернышёв вместо Чистова поставил Юрзинова, вместо Новожилова — Волкова, и тройка сложилась на загляденье. Она стала реальной альтернативой и звену Альметова, и звену Старшинова. Но не очень везучей, если брать международный уровень.
В 1962 не повезло всем — чемпионат мира сборная СССР пропустила по политическим причинам. В Стокгольме-1963, когда начался удивительный почти десятилетний золотой поход советской сборной, динамовское звено сыграло на равных с двумя первыми тройками (все забросили по 14 шайб), к тому же золотой гол в решающей встрече со сборной Канады забил Юрий Волков. В 1964-м…
На олимпиаду в Инсбрук они тоже должны были отправиться всем звеном. Но случился приступ аппендицита и операция у Владимира Юрзинова, под это дело из сборной убрали и Юрия Волкова, но Петухова Чернышёв отстоял. Так и получилось, что и первую свою олимпиаду Петухов провел без привычных партнёров, и последнюю — тоже. Такая произошла закольцовка. Но кому-то и этого, справедливости ради, не досталось, так что нечего сетовать — да Станислав Афанасьевич и не сетует. Хотя всех после Инсбрука наградили орденами и медалями, а динамовцам Зайцеву с Петуховым вручили по грамоте с прицелом на прибавку к будущей пенсии.
Конечно, ситуация с Инсбруком сильно подкосила динамовские акции, и больше сыграть в сборной на официальных турнирах Станиславу Петухову уже не довелось. Его как-то слишком быстро перевели в разряд ветеранов, что было в порядке вещей — если тебе под 30, ты должен быть либо гением игры, либо входить в состав железной тройки, либо ходить в любимчиках Тарасова, а Петухов никогда у него в любимчиках не ходил. Ничего, и в «Динамо» было интересно — разве что без титулов, что тоже является определённой загадкой. Бронзовых и серебряных медалей у Петухова аж 11, а вот золота — ни одного, но это вопросы не к нему.
Травм за карьеру он получал предостаточно, некоторые были из разряда таких, после которых впору вешать коньки на гвоздь. Но как-то восстанавливался, причём быстро, и снова рвался на лёд, и снова забивал и отдавал, не теряя ни мотивации, ни удали. На склоне карьеры пришлось даже побывать в роли «дядьки» у молодого Валеры Васильева — уже в защите, и на реплику, что Васильев и так всё умеет, последовало чернышёвское «а опыт?». Да, опыт передавать было кому.
Всё неплохо и после игровой карьеры сложилось. Аркадий Иванович предложил остаться в «Динамо», потом была динамовская школа с директорством, но надо подчеркнуть, что и роль простого детского тренера Станислава Афанасьевича ничуть не ущемляла, и тут ему есть чем гордиться — открыл для большого хоккея Зинэтулу Билялетдинова, когда тот приглянулся Петухову на турнире «Золотой шайбы». Среди воспитанников — Алексей Фроликов, Руслан Батыршин, Сергей Вышедкевич, Сергей Баутин. Закончив с тренерством, взялся за ветеранские дела, и в них Станислав Афанасьевич Петухов внес огромный вклад, не занимая каких-то особых должностей. Просто считал своим долгом пропагандировать и помогать — и детям, и взрослым. Поэтому Петухова все любят; как точно выразился в своё время известный тренер Анатолий Кострюков, «Петухов — замечательный человек и прекрасный хоккеист». Судьба подарила ему встречу с Еленой Бобровой, с которой они вместе уже больше двадцати лет — но это уже сюжет лирический, хотя, конечно, очень важный.
На лирике и поставим многоточие, поздравляя юбиляра.
Досье
Станислав Афанасьевич Петухов
Родился 18 августа 1937 года
Карьера игрока: 1956-68 — «Динамо» Москва.
В чемпионатах СССР — 392 матча, 171 заброшенная шайба.
Карьера тренера: 1968-91 — «Динамо» Москва, 1992-94 — директор хоккейной школы «Динамо».
Достижения: олимпийский чемпион 1964, бронзовый призёр 1960, чемпион мира и Европы 1963 и 1964, бронзовый призёр чемпионата мира 1960, чемпион Европы 1960. Серебряный призёр чемпионатов СССР 1959, 1960, 1962-64, бронзовый призёр 1956-58, 1966-68.
Заслуженный мастер спорта (1964), заслуженный тренер России.
Награждён Орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, почётным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».
В Зале славы отечественного хоккея с 2014.