Тот финал трудно забыть. Не только потому, что Минск-2014 стал последним на сегодня золотым чемпионатом мира для сборной России, но и потому, что непосредственно финальный матч стал первым в истории отечественного хоккея, когда сборной не руководил главный тренер. Сидящего на трибуне Олега Знарка камера выхватывала чаще, чем исполнявшего его обязанности на тренерском мостике Харийса Витолиньша. Понятно, что яркие реакции Знарка, дисквалифицированного за жест «ребром по горлу» в адрес шведского тренера, выглядели привлекательнее, ну и вообще главный есть главный, пусть даже «в гражданском», и за стеклом. А Витолиньш был привычно спокоен, если не сказать, невозмутим. Ребята и без того заведены были сверх меры, стычки начались с первых секунд, игра с самого начала грозила свалиться в сумбур, а в такой мутной воде золотую рыбку могла поймать любая команда. Россиян не надо было дополнительно мотивировать, важно было, чтобы они не потеряли голову. Несмотря на убедительный итоговый результат, финал складывался непросто, сборная России одно время даже уступала в счёте, но гнула свою линию, а то, что четыре гола были забиты в численном большинстве, говорит прежде всего о том, что игроки голову оставляли холодной, не теряя концентрации. Для привыкшего быть вторым Витолиньша это был, безусловно, миг славы, но он ни тогда, ни позже ничем не подчеркнул значимость нежданно свалившейся на него временной роли. Но можно себе представить, что бы случилось при ином исходе финала.
Конечно, они были сильны тандемом. «Были» — наверное, не очень хорошее слово, тут ещё неизвестно, как всё сложится дальше, но тем не менее уже есть что вспомнить. Полные противоположности — брутальный южноуралец Знарок, на котором Европа не сильно отразилась, и Витолиньш с его выправкой и хоккейной породой, которая чувствовалась сразу. Они и играли вместе, а где-то с середины нулевых вместе шли по тренерской стезе, на протяжении многих лет исключительно удачной. Конечно, ведущим всегда был Олег Валерьевич — он и старше на пять лет, и вожак по натуре. Они не могли совершить революцию со сборной Латвии, зато сделали это с ХК МВД, а потом и с ОХК «Динамо». Всё сошлось одно к одному ещё во времена ХК МВД, когда средняя по составу команда дошла до финала.
Не сказать, что им тогда работалось легко — легко на таком уровне не бывает никому, но совершенно не возникало ощущения, что на них давит груз ответственности. Он, конечно, давил, но по Витолиньшу этого вообще не чувствовалось. Знарок ещё мог быть раздражённым и колючим, а вот Витолиньш сглаживал углы, являл собой образ человека, всецело занятого своим делом, не отвлекающегося на частности. Можно только гадать, как между ними распределялись обязанности, но обычно в таких случаях трудно разделить, где заканчивается одно, и начинается другое. Всё это внутренняя лаборатория, и нет никакой нужды высказывать предположения, потому что ключевая фраза здесь — «одинаковое понимание хоккея», которая и есть основа всего рабочего процесса. Увольнение из сборной Латвии позволило сосредоточиться на работе в команде, успех пришёл быстро, второй Кубок закрепил за ними репутацию тренеров современных, азартных, умеющих находить контакт с игроками и развивать их.
Взятие следующей вершины и предполагало наличие проблем, потому что сборную России Знарок получил во время запроса на срочный реванш после Игр-2014, а с командой один на один остался Харийс Витолиньш. Ждать продолжения банкета после проваленной концовки сезона (ОХК «Динамо» выиграл Кубок Континента, но в первом же раунде плей-офф уступил «Локомотиву») не стоило, но все ждали от Витолиньша именно этого. Вроде бы всё логично получалось с распределением друзей по командам, но кому-то должно было не повезти. Так и получилось — сборная с ними взяла в Минске золото, ОХК «Динамо» с одним Витолиньшем напоролся во втором раунде на СКА. Это не было провалом, но звоночек прозвучал отчётливо. Дальше больше — в следующем сезоне Харийс как главный тренер ОХК «Динамо» дотянул только до декабря.
Можно было подводить промежуточные итоги. За пять лет Витолиньш с ХК МВД, ОХК «Динамо» и сборной России пять раз играл в финале, и победами завершились три из них. В новом столетии таким плотным урожаем кроме Знарка никто не мог похвастаться, но останавливаться они не собирались, впереди уже маячила работа в Санкт-Петербурге. В 2017 они взяли Кубок Гагарина со СКА, но со сборной два триллера в Кёльне завершились лишь бронзой. В 2018 была победа на олимпиаде в Пхенчхане, но после неудачи со СКА в плей-офф последовала просьба отправиться на выход и из клуба, и из сборной России.
Так концентрированно и мощно провести этот отрезок больше ни у кого из отечественных тренеров не получалось, но успехи не защищали ни от критики, ни от придирок, включающих вопросы гражданства. Придираться по этому поводу к людям, воспитанным советским хоккеем, бессмысленно и бесперспективно, а в том, что Харийс Витолиньш трудился качественно и с полной отдачей на благо отечественного хоккея, сомнений ни у кого нет — достаточно взглянуть на наградной список.
Да, по большому счету, не получилось у них в «Спартаке», ради совместной работы в котором Витолиньш покинул «Давос». В «Спартаке» от них ждали слишком многого, по меньшей мере выхода в медальную зону. Когда этого не случилось, на тренерский штаб обрушился критический вал, но «Спартак» при них был не так уж и плох. Во всяком случае уничтожительной критики они явно не заслуживали. Другое дело, что предыдущей работой планку они сами подняли так высоко, что и отношение к ним было самым строгим.
Дальше пути партнёров снова разошлись. Знарок потерпел неудачу с «Ак Барсом», Витолиньш тренирует сборную Латвии, вернувшись к истокам. В конце концов, именно там для него всё и начиналось, и продолжалось довольно долго.
История семьи Витолиньшей по мужской линии — и есть история латышского хоккея. У представителей трёх поколений одно имя, у всех одна страсть. Дед нынешнего юбиляра Харийс Юрьевич играл за сборную Латвии ещё на довоенных чемпионатах мира, а после войны, собственно, начинал советский хоккей с шайбой как человек, на практике знавший, что это за игра. Десять лет был играющим тренером, а после наставником рижского «Динамо», сменившего название на «Даугаву», и до последних дней жизни воспитывал молодых хоккеистов. Его сын, тоже Харийс, десять раз становился чемпионом Латвии, играл за рижское «Динамо», пусть не в самые лучшие его годы, тренировал молодёжную сборную Латвии, с 1986 до середины 90-х возглавлял федерацию хоккея Латвии. Харийс-третий родился в 1968, когда динамовцы покинули Первую лигу. Старшим некогда было персонально заниматься хоккеем с продолжателем династии, это дело взяла на себя бабушка, и преуспела в приобщении внука к большой игре. В 16 лет он уже был форвардом «Латвияс Берзс». Под началом Владимира Юрзинова, принявшего эстафету от Виктора Тихонова через небольшой перерыв, в рижском «Динамо» выросла целая плеяда молодых талантов, среди которых был и Харийс Витолиньш. Серебро союзного чемпионата 1988 — высшее достижение «Динамо», вклад 20-летнего Витолиньша был не очень велик, там мастеров, среди которых был и Знарок, хватало. В том же году Витолиньш стал серебряным призёром чемпионата мира среди молодёжи в составе сборной СССР. Он вырастал в крепкого и мастеровитого центрального нападающего, одарённого физически и технически, ну а то, что забивал не очень много, то не всем же быть бомбардирами.
Увы, расцвет его таланта пришёлся на не самые лучшие для отечественного хоккея годы, и после шести сезонов в «Динамо» Харийс нашёл себя в Европе. До этого были ещё два сезона за океаном, в том числе восемь игр за «Виннипег» в НХЛ, и качественный сезон за «Монктон» в АХЛ. Сезон 1996/1997 в Швейцарии раскрепостил Витолиньша-бомбардира (25 шайб и 58 передач в 39 играх) — на протяжении нескольких лет Харийс был лучшим в «Куре», а затем и в «Тургау» — практически до самого конца долгой и вполне успешной карьеры.
И для сборной Латвии Витолиньш сделал немало, выступая за неё на протяжении десяти сезонов. Начинала она с дивизиона «С», и после двух сезонов в дивизионе «В» вышла в элиту. На олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Харийс Витолиньш был знаменосцем сборной.
И вот сейчас всё вернулось на круги своя. Это, конечно, не зона комфорта, но он сам говорил, что «надо себя всегда преодолевать, и ставить новые цели».
Харийс Витолиньш
Родился 30 апреля 1968 года в Риге.
Карьера игрока: 1984-86 — «Латвияс Берзс», 1986-92 — «Динамо» Рига, 1992/1993 — «Нью Хэйвн», (АХЛ) «Кур» (Швейцария), 1993/1994 — «Виннипег» (НХЛ), «Монктон» (АХЛ), 1994/1995 — «Рапперсвиль» (Швейцария), 1995/1996 — «Регле» (Швеция), 1996-01 — «Кур» (Швейцария), 2001-05 — «Тургау» (Швейцария).
Достижения: серебряный призёр чемпионата СССР (1988), серебряный призёр молодёжного чемпионата мира (1988), победитель второго швейцарского дивизиона (1999, 2000).
Карьера тренера: 2004-11 — сборная Латвии (ассистент), 2008-10 — ХК МВД (старший тренер), 2010-14 — ОХК «Динамо» (старший тренер), 2014/2015 — ОХК «Динамо» (главный тренер); 2014-18 — сборная России (старший тренер), 2016-18 — СКА (старший тренер), 2018/2019 — «Давос» (главный тренер), 2019-21 — «Спартак» (старший тренер), с 2021 — сборная Латвии (главный тренер).
Достижения: олимпийский чемпион (2018), чемпион мира (2014), серебряный (2015) и бронзовый (2016, 2017) призёр. Обладатель Кубка Гагарина (2012, 2013, 2017).
Награждён орденами Дружбы (2012), Почёта (2014), Александра Невского (2018).