— Андрей Валерьянович, расскажите подробнее об аккредитации агентов.
— На самом деле аккредитация агентской деятельности в нашем профессиональном хоккее началась ещё четверть века назад, когда была создана Профессиональная хоккейная лига. На то время агентств было мало, и как индустрия они только начинали развиваться в России. Решение об аккредитации принято, дабы привести агентскую деятельность в единое организационно правовое поле. С учётом как российского законодательства, так и международных правил этими вопросами занималась ФХР, но с прошлого года ситуация несколько изменилась. КХЛ стала независимой профессиональной международной лигой, поэтому принято решение аккредитовать не только агентства, но и агентов. Чтобы все участники хоккейного процесса действовали в единой системе координат. Помимо этого, если мы выдаём аккредитацию агенту, это означает что КХЛ определённым образом отвечает за качество его работы. Поэтому мы убеждены, что аккредитация агентов необходима и игрокам, и Лиге, и родителям, и самим агентам, и клубам.
— Какие преимущества даёт аккредитация?
— Без аккредитации нельзя работать в системе КХЛ и МХЛ — это главное преимущество. Например, у игрока возникает спор с клубом, он считает, что его права ущемлены. Доказать свою правоту можно самостоятельно, но скорее всего на это не будет ни времени, ни необходимых знаний. Отстаивают интересы, как правило, агенты. Если же агент не аккредитован, то он не имеет права это делать. Сами агенты всё прекрасно понимают, поэтому почти все уже прошли аккредитацию.
— Как она проходит?
— Аккредитацию можно разделить на два этапа. Первый — это соответствие определённому набору критериев: сведения о юридическом лице (индивидуальный предприниматель или организация), наличие высшего образования, способность уплатить членский взнос, отсутствие судимости, и так далее.
Далее мы приглашаем кандидатов на встречу. Они сдают тест на знание регламентов Лиги и спортивного законодательства. Тест содержит 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов, для успешного прохождения необходимо ответить минимум на половину из них. Пока все успешно прошли тест, правда, на все вопросы правильно ответил только один. Затем специальная комиссия проводит собеседование с кандидатами.
— Каков размер членского взноса?
— Аккредитация выдаётся на три года, взнос составляет 300 000 рублей за весь период. Эта сумма берется с юридического лица. Если агент действует не как индивидуальный предприниматель, а представляет крупное агентство, то за каждую аккредитацию дополнительно вносится 50 000 рублей.
— Кто входит в комиссию по аккредитации?
— Девять человек: председатель комиссии, директор департамента экономической безопасности, представители спортивного блока КХЛ, юристы, финансисты и маркетологи. Последних представляют специалисты по развитию личного бренда, они появились у нас в штате относительно недавно. Сейчас в хоккее это не сильно развито, но мы делаем шаги в этом направлении. Считаем, что в современном мире знания о развитии личного бренда будут полезны для игроков и их представителей.
— Как проходит собеседование?
— Специалисты задают вопросы по своему профилю. Важно отметить, что КХЛ в этом процессе настроена быть не только регулятором, но и коммуникатором. Наша цель — выстроить живой и продуктивный диалог с агентами, получать от них обратную связь. Поэтому собеседование — это двусторонний процесс. Нам важно знать, что мешает или, наоборот, помогает агентам в работе. Как и что можно улучшить, как в нашем взаимодействии, так и в целом в Лиге.
— Уже есть примеры изменений по результатам обратной связи с агентами?
— В прошлом году мы ввели правило «трёх переходов». Правило неплохое, оно работает, но не всегда верно — мы получили от агентов весомые доводы о необходимости исключений. Например, оно ущемляет хоккеистов в статусе неограниченно свободного агента. В результате мы внесли изменения, теперь под правило не попадают НСА и хоккеисты из списка отказов. Это свежий пример продуктивности нашего общения с агентами.
— Может ли КХЛ лишить агента выданной аккредитации?
— Конечно — за действия, порочащие репутацию и нанесение ущерба Лиге. При получении аккредитации агенты подписывают соглашение о соблюдении кодекса этики КХЛ, где прописаны все нормы и санкции за их нарушения.
— На какие лиги распространяется аккредитация?
— На КХЛ и МХЛ — лиги, входящие в нашу юрисдикцию. Разумеется, ещё есть ВХЛ, которая находится в правовом поле ФХР. Мы совместно с федерацией приняли решение пока оставить всё как было. Мы только весной занялись аккредитацией, и пока взаимодействие с ВХЛ регулируется договоренностями. Но это на переходный период — пока мы изучаем и анализируем все возникающие вопросы. Наша конечная цель — привести взаимоотношения между лигами в понятный для всех вид. Чтобы всем было комфортно работать, и способствовать развитию игроков, тренеров и хоккею в целом.
— КХЛ может вмешиваться в спор между игроком и его агентом?
— Нет. Аккредитация — это, прежде всего, право на работу в нашей юрисдикции. Поймите правильно: агенты могут заниматься чем угодно, не только поиском команды для своего клиента, но и рекламой, инвестициями игрока, поиском жилья и прочими сервисами. Поэтому и споры между ними бывают совершенно разнообразные. В этих случаях КХЛ просто не имеет возможности поддерживать одну из сторон. Лига не выступает третейским судьёй во взаимоотношениях между игроками и их агентами. Мы можем отозвать аккредитацию в случае нарушения кодекса этики КХЛ. Бывает, например, игрок подписал соглашение с агентом, а затем решил от него отказаться, не выплатив положенные деньги. Здесь мы можем вмешаться. Это ещё одна причина, почему агентам выгодно иметь аккредитацию.
— Насколько необходим агент в современном хоккее?
— Дискуссия об этом ведётся постоянно. Ответ простой: если б агенты не были нужны, то их бы и не было. Мы живём в условиях жёсткой конкуренции: если агенты есть, значит их труд востребован. Безусловно, игроки могут обходиться без них, но это накладывает дополнительную нагрузку и необходимость обладать соответствующей компетенцией. Нужно разбираться в массе вещей, напрямую не связанных с хоккеем. Всё это берет на себя агент. Небольшой пример из другой области: можно довольно легко забронировать любой отель и купить билеты, не выходя из дома. Однако туристические агентства существуют, и клиенты у них есть. Работа хоккейных агентов несколько сложнее, чем этот пример.
— Начиная с какого возраста хоккеисту нужен агент?
— Важно понимать, что на детском уровне роль агента невелика. Родителям на заметку: если агенты стучатся, когда ребёнку до 14 лет, скорее всего это подозрительная ситуация. Даже если ваш сын показывает выдающиеся результаты в 12–13 лет, к 16 годам это может мало что значить. В юношеском возрасте период от «ничего себе» до «ничего особенного» и обратно — очень короткий. Примерно лет в 14-15 понятно, может ли из подростка получиться профессиональный игрок. В это время роль агента важна, но каким должен быть такой агент? Если он работает в долгую, не стремиться сразу получить что-то с родителей, следит за развитием хоккеиста, постоянно на связи, тогда это правильно и хорошо. Возвращаясь к началу нашей беседы, наличие аккредитации от КХЛ говорит о том, что агент предрасположен к цивилизованным отношениям с игроком. Что он настроен на развитие своих клиентов, а не только на извлечение прибыли. Но стопроцентной гарантии от недобросовестности, конечно, никто дать не может.
— Как правильно выбрать агента?
— Разумеется, не нужно ориентироваться только на наличие у него аккредитации. Хотя если она есть, уже хорошо. Совет родителям: больше общайтесь, поговорите с теми, кто работал с этим агентом. Если 15-летнего хоккеиста начинают окружать агенты, не торопитесь. Спокойно узнавайте максимально больше информации, и только потом принимайте решение. У вас ещё много времени. Очень важно понимать — это агент должен искать игрока, а не наоборот. Если молодому хоккеисту приходится искать того, кто будет представлять его интересы, это не очень хорошо. Возможно, нужно лучше проявить себя на льду, чтобы агенты сами появились, либо думать о том, чтобы больше времени уделять образованию, учёбе.
— Насколько важную роль играет агент в карьере молодого хоккеиста?
— Всё зависит от конкретных обстоятельств. В моей практике был пример, не буду называть фамилий. Молодой игрок довольно успешно прошёл школу МХЛ и попал в одну из команд КХЛ. Первый сезон был удачным, и он получил приглашение в команду выше рангом. Перешёл, на предсезонке всё было хорошо, его наигрывали в основу. Но перед стартом чемпионата на ту же позицию подписали двух опытных хоккеистов, один из которых легионер. Понятно, что играть будут, в первую очередь, они. В результате молодой остался почти без игровой практики и потерял сезон. После этого у него карьера пошла наперекосяк. Причём у тех двоих опытных агент был тот же, что и у него. Ничего плохого не хочу сказать об агенте, он делал свою работу, а задача хоккеиста выигрывать конкуренцию. Но к чему я веду? При принятии решения о переходе надо учитывать всё, что только возможно. Даже если предложение кажется оптимальным, проанализируйте состав будущей команды. Оцените свои шансы выиграть конкуренцию у других хоккеистов. Только после этого принимайте решение.
— Возможны ли ситуации, когда агент вводит в заблуждение игрока, обещая золотые горы, вывозит заграницу, и пропадает?
— К сожалению, такое случается. Бывает, что агент зарабатывает на выплатах от заокеанских клубов за каждого привезённого игрока. Суммы могут исчисляться десятками тысяч долларов; привёз хоккеиста, отдал, получил деньги — и забыл. Но нельзя говорить, что это массовое явление. КХЛ старается уделять таким случаям особое внимание. Поэтому при собеседовании мы специально выясняем, как работает агент, случались ли в его работе сомнительные эпизоды. В большинстве случаев заниматься обманом невыгодно. Мир хоккея узок, сарафанное радио работает отлично. Если агент обманет, почти наверняка об этом станет известно всем, и он потеряет клиентов.
— Отъезд молодых хоккеистов за океан — это проблема?
— Проблема в том, что многие уезжают преждевременно и в разные непонятные лиги. Кто-то из них пробивается на самый верх, однако такие случаи единичны. Причём эти единичные случаи даже не из десятков, а из сотен. Кроме того, при принятии решения об отъезде нужно прежде всего ответить себе на вопрос: зачем? Чтобы молодой игрок развивался, нужны три составляющих — тренер, с которым хоккеист прогрессирует, материальная база (возможность тренироваться) и соревновательная среда. Если дома эти возможности есть, то какой смысл уезжать непонятно куда, даже если вам обещают золотые горы? Пробовать силы за океаном нужно уже сформировавшимся игроком, уверенным в своих силах.
— В каком возрасте отъезд не выглядит бессмысленной авантюрой?
— Невозможно однозначно ответить на этот вопрос, всё индивидуально. Но осмелюсь дать ещё один совет родителям. Принимайте решение об отъезде не относительно кого-то, не ориентируйтесь на тех, кто уже уехал. Оценивать нужно прежде всего своего ребёнка. Я знаю, о чём говорю, поскольку сам был хоккейным папой. Моему сыну пришлось делать выбор — строить хоккейную карьеру или получить другое образование. В спорте у него были очевидные успехи, поэтому выбор пал в пользу хоккея. Это наш случай, бывает иначе. Нужно учитывать, что в профессионалы пробиваются единицы. Я рад что сейчас всё больше и больше родителей, которые трезво оценивают шансы детей сделать карьеру. Возможно, в 17 лет лучше сделать выбор в пользу образования, чем тратить время и деньги на отъезд в непонятную лигу с неизвестными перспективами. К сожалению, здраво оценивать возможности своих детей могут не все. И проблемы возникают задолго до появления у них агентов.
— Что вы имеете в виду?
— К сожалению, сейчас часто детей в десять лет или даже моложе переманивают в другие школы или регионы — более развитые в хоккейном плане. Приезжает на детский турнир команда, например, из Новгорода, или Иркутска, или с Дальнего Востока. В ней заметный мальчик, хорошо играет, и данные есть. Его родителям навешают на уши лапшу, чтобы он переехал в Москву, Санкт-Петербург, Омск или ещё какой-нибудь хоккейный город. Они и соглашаются. Но ведь речь идёт о совсем ещё ребёнке, которого увозят далеко от дома. Ну о каких перспективах можно судить в этом возрасте? К сожалению, многие родители продолжают пытаться устроить свое чадо в лучшую школу, пренебрегая его судьбой. Даже если придётся ради этого отправить его с Дальнего Востока в Питер в восемь лет. И зачастую агенты в этом процессе совершенно ни при чём. Ещё раз подчеркну: если есть возможность профессионально расти дома, то лучше так и делать. К тому же условия для развития в хоккейном плане в России сейчас есть, и с каждым годом они только улучшаются. Мы видим, насколько выросла конкуренция в чемпионате; видим, что тренеры всё больше доверяют молодым игрокам и их роли в командах становятся более важными; видим, как к нам приезжают североамериканцы, которые ещё три-четыре года назад вообще не рассматривали КХЛ в качестве варианта карьеры. Зачем уезжать, если в хоккей высокого уровня спокойно можно играть дома?
— Опишите идеального агента с точки зрения КХЛ.
— Я когда-то писал книгу по спортивному менеджменту, и в ней привёл три критерия хорошего агента. Минимально и предельно упрощённо: он должен быть образованным, порядочным и успешным. Образованный — не только с дипломом, но и много знающий в хоккейном плане. Порядочный — значит должен действовать не только в своих интересах, а игрока. Успешный — имеет положительный опыт работы с другими игроками. Потому что если он не помог добиться успеха другим, то вряд ли это получиться с вами.

