Мог он, конечно, снова вернуться в КХЛ, но, очевидно, для нового возвращения нужны более серьезные основания. Вся его карьера – и игровая, и тренерская как раз из возвращений и состоит, некоторые были поистине удивительные, в чем-то даже уникальные, начиная с самого первого, еще на пороге большого хоккея.
Последнее по времени возвращение было с понижением – предложение тренировать «СКА-Юниор» после «Спартака», «Авангарда», «Трактора» и «Автомобилиста» было не из топовых. Повышение случилось неожиданно – «СКА-1946» он принял по ходу первого раунда плей-офф сезона 2023-2024 в МХЛ, команда была на грани вылета, новый главный запросто мог быстро снова оказаться в Красногорске, но как-то Титов с соратниками разобрался в ситуации, и вышел из нее с честью – подопечные его услышали, и оставшуюся часть пути прошли почти без сбоев, включая победную финальную серию с «Локо». А в первом полноценном сезоне по словам Титова «с конца октября команда играла в тот хоккей, который я хотел от нее видеть. На льду была целостная картинка. Было видно, что эта команда готова решать серьезные задачи».
Можно сказать, что в Санкт-Петербурге все у Титова сложилось практически идеально. Может, это и есть его стезя – то, что с молодыми ребятами Герман Михайлович работать умеет и любит, показал еще первый его тренерский опыт в новокузнецком «Металлурге», где Титов и не скрывал, что играть в такой молодой команде означает прежде всего иметь возможность для роста – с прогрессом ребят у тренера-дебютанта действительно получалось неплохо. О Титове десять лет назад много писали, привлекала в том числе загадочность фигуры, прочно осевшей в Канаде еще с первой половины 90-х. Да, было возвращение в родной «Химик» на два сезона в середине нулевых, но потом опять Титова потеряли из виду, и всем было интересно, с каким багажом он возвращается в российский хоккей уже как тренер.
Впечатление складывалось неоднозначное – замечалось, что излагает свои мысли Титов складно, в работу вкладывает все силы, багаж знаний и умений приличный, но длительный отрыв от реалий российского хоккея не такая простая штука, а ждать, когда новый тренер поставит нужную ему игру, никто и нигде не будет. Когда в мае 2015-го Титов принял вернувшийся в КХЛ «Спартак», ему надавали много авансов, но он еще не понимал, что времени ему отпущено мало – тут Герман Михайлович во многом руководствовался прежними представлениями о тренерской работе. К тому же понимать, что эпоха изменилась, еще не означает, что к новым реалиям можно быстро привыкнуть, и что все свои идеи по возможности следует воплощать как можно быстрее, почти в спринтерском темпе.
Покидая «Спартак» в октябре 2016-го, он сетовал на то, что не хватило времени, и в Омске Титов не успел внедрить свою систему, в Челябинске вообще все ограничилось четырьмя месяцами – пока хоккеисты привыкали к требованиям нового наставника, лимит по мнению руководства клуба уже исчерпался. Позже Титов скажет, что подопечные так и не приняли его идеи – в «Тракторе» некая нестыковка планов и их воплощения проявилась наиболее наглядно, за тренерскую судьбу специалиста стало вообще тревожно – все складывалось по одной и той же схеме: пришел с надеждой, ушел с разочарованием. Тем более что и сам Герман Михайлович не стеснялся признаваться в том, что тренерская работа дается ему непросто (в середине десятых он говорил, что «не уверен в своей тренерской карьере») – это не было попыткой оправдать ту или иную неудачу или проявлением какой-то слабости, это было попыткой разобраться в себе.
В «Автомобилисте» он работал в штабе Билла Питерса, и было понятно, что Титов постепенно теряет ресурс востребованности. То, что у него получилось «перезагрузиться» в непростой системе СКА, дорогого стоит – он обрел уверенность, убедился, что находится на своем месте, и что песня далеко не спета. Начать сначала он никогда не боялся - это его всегда выручало.
…Не в обиду Титову - на пороге команды мастеров и не такие таланты терялись, причем безнадежно. Но такого случая, чтобы «потерянный» через три года возвращался, не припоминаю. Кроме случая с Герой Титовым. Эта история из редких, едва ли не уникальная. Уроженец родного для матери Боровска, «космического» калужского городка (здесь несколько лет преподавал Константин Циолковский), рос Герман в Раменском, где познакомились и работали родители. С детских лет одинаково хорошо играл в футбол и в хоккей, и, уже плотно тренируясь с «Химиком», ухитрялся играть за раменский «Сатурн» в первенстве Московской области по футболу.
Все давалось легко, таким было и отношение не только к спорту, но и к жизни в целом - здесь, наверное, и таились зерна будущих проблем. Гера Титов в юности был, мягко говоря, талантливым разгильдяем, в воскресенской школе с ним устали мучиться, и однажды все должно было закончиться после турнира в Минске – тренер обещал отпустить на все четыре стороны, если не возьмет себя в руки. А Титова признали лучшим игроком турнира, главный тренер «Химика» Владимир Васильев привлек в команду мастеров, с футболом было покончено (окончательный выбор помог сделать отец, бывший и наставником, и старшим другом), но в большом хоккее голова закружилась так, что через сезон «талантище» (это слова Васильева) был отчислен.
Год до призыва в армию как-то проболтался, уже в рядах Вооруженных Сил попытался устроиться в калининский СКА, но по причине полной растренированности в состав не прошел – и отправился осваивать армейскую науку на два полных года со всеми прелестями службы в артиллерийских войсках. Это «вправило мозги», но три года без хоккея не могли пройти даром. Когда Васильев дал ему единственный и последний шанс, Титов, по его словам, «вцепился в него зубами» и пахал, как одержимый. Вредные привычки не бросил (курил до окончания игровой карьеры), но ни одной тренировки с тех пор не пропустил, и слова «опохмелиться» не знал, больше одного дня не позволяя себе вольностей.
Он вырос в добротного центра – даже больше, чем добротного, обретая вместе с командой мощь и уверенность. «Химик» рубежа 90-х достоин был чемпионства, ситуация почти позволяла, но именно что «почти» - не хватило самой малости что в серебряном 89-м, что бронзовом 90-м. В начале 90-х наш хоккей оскудевал стремительно, у Германа Титова как не последнего центра появился шанс пробиться в сборную, «призыв» состоялся в феврале 1991-го, когда он надел форму сборной с привычными по «Химику» партнерами Дмитрием Квартальновым и Валерием Зелепукиным, но Титов не попал ни на чемпионат мира-1991, ни на Олимпиаду-1992 в Альбервилле, ни на чемпионат мира-1992, и только будучи уже игроком финского ТПС, имея за спиной два десятка игр за сборную, вытянул счастливый билет и выстрелил на сенсационно первом для сборной России победном чемпионате мира-1993 в Германии.
Звено Валерий Карпов – Герман Титов – Андрей Николишин раскрутилось к решающим играм – в четвертьфинале с хозяевами задел обеспечили шайбы Карпова и Титова в первом и втором периодах (гол Германа стал в итоге победным), в полуфинале с Канадой Титов забросил вторую шайбу сборной России, и седьмую за пять минут до сирены (Карпов тоже забил), а тон финалу с «Тре Крунур» задал проход Титова на второй минуте и его бросок над распластавшимся Томми Седерстремом – почин через пять минут подхватил Николишин.
Титов стал еще и чемпионом Финляндии, за океаном его ждали в «Калгари», но Владимиру Юрзинову очень не хотелось отпускать лидера, феноменально проведшего победный для ТПС плей-офф (5 шайб и 12 передач – на тот момент рекорд SM-лиги) – у Титова еще был год контракта. Но и Герман закусился – шанс упускать было нельзя, и он не без помощи «огоньков» контракт выкупил, выплачивая новому клубу долг уже в Канаде. Юрзинову он отдает должное – если бы не сезон в ТПС, где Титов основательно подтянул физику, в Северной Америке ему бы пришлось гораздо тяжелее. Отношения с наставником не испортились – в локаутную осень 1994-го Титов снова играл в Турку, ну и в серебряный Нагано-1998 мэтр его взял (играл Титов в звене с Алексеем Морозовым и Валерием Зелепукиным по краям).
…Титов считает, что практически любой заметный игрок из союзной высшей лиги мог тогда заиграть в НХЛ – физика, катание, техническая и тактическая подготовка позволяли быстро освоиться (в случае с Титовым новых партнеров удивило, какие мощные были у новобранца ноги, и он раскрыл, что секрет в многолетних приседаниях со 100-килограммовой штангой). А главным оказывалось даже не преодоление естественных трудностей адаптации – главным было попасть к нормальному тренеру, а Дэйв Кинг для россиян таким и являлся. Далеко не всем так повезло, как Титову, которому Кинг доверял – если бы еще состав «огоньков» оказался посильнее, то можно было и на Кубок Стэнли замахнуться. Но главный приз «Калгари» взял в 1989-м, а следующего финала пришлось ждать аж до 2004-го, когда Герман Титов был уже далеко. От заложенных с юности привычек россиянин и в НХЛ не отказался, что до поры до времени и ему не мешало, и никого из окружения не смущало – это сейчас Титов говорит, что заокеанская карьера могла сложиться еще удачнее, если бы режимил так, как надо.
Эпопея с «Калгари», так счастливо начавшаяся и довольно долго продолжавшаяся, закончилась тем, что новый главный тренер Брайан Саттер, признававший только силовой хоккей, посадил Титова на скамейку аккурат после матча, в котором Герман сделал дубль и отдал голевую передачу – ну не может же все время везти. У него уже была репутация игрока очень стабильного и уважаемого – и, будучи в «Питтсбурге», Титов ее не испортил. Тяжелее пришлось в «Анахайме», и дело даже не в возрасте – на это время пришлись две подряд трагедии с близкими, когда Герман одного за другим потерял отца и брата. В довершение всего он сам чуть не умер, получив сильнейшее отравление, потерял год на восстановление, и заканчивал игровую карьеру уже в родном «Химике» перед его переездом в Мытищи – в год, когда ему ложно было исполниться 40 лет.
…Вот такая неординарная судьба, которая обещала и неординарное продолжение после игровой карьеры. Оно таким и получается – с перепадами, сомнениями, разочарованиями и обретениями. Для молодых хоккеистов Герман Титов – живой пример человека, который добился многого, но который мог бы добиться большего, о чем наставник не устает напоминать своим подопечным. Назидательный тон исключен – природная ирония не позволяет начетничать.
Назвали его, конечно, в честь космонавта номер два, но «Космонавтом» его никогда не называли. со знаменитым тезкой и однофамильцем они однажды случайно пересеклись - в Лос-Анджелесе. Тот Титов, который Герман Степанович, когда ему представили «двойника», слегка удивился, но виду не подал. Мало ли что в жизни бывает.
Герман Михайлович ТИТОВ. Родился 16 октября 1965 года в Боровске Калужской области. Советский и российский хоккеист, центральный нападающий, тренер. Заслуженный мастер спорта (1993).
Карьера игрока. 1982-1983 – «Химик» (Воскресенск), 1986-1992 – «Химик», 1992-1993 – ТПС (Турку, Финляндия), 1993-1998 – «Калгари», 1994 – ТПС, 1998-2000 – «Питтсбург», 2000 – «Эдмонтон», 2000-2002 – «Анахайм», 2003-2005 – «Химик». В элите отечественного хоккея (9 сезонов) – 341 матч, 68 заброшенных шайб и 84 результативных передачи. В суперсериях – 13 игр, 2 гола и 5 передач. В регулярных чемпионатах НХЛ (9 сезонов) – 624 игры, 157 голов и 220 передач, в плей-офф 34 матча, 11 шайб и 12 передач. В финской SM-лиге (2 сезона) – 61 игра, 31 гол и 12 передач, в плей-офф 12 игр, 5 шайб и 12 передач. В сборной СССР, СНГ и России – 33 матча, 10 голов. На чемпионате мира и Олимпийских играх – 14 матчей, 5 голов и 2 передачи.
Достижения. Серебряный олимпийский призер 1998. Чемпион мира 1993. Серебряный призер чемпионата СССР 1989, бронзовый призер 1990. Чемпион Финляндии 1993.
Карьера тренера. 2013 – «Металлург» (Новокузнецк), ассистент; 2013-2015 – «Металлург», 2015-2016 – «Спартак» (Москва), 2017 – «Омские ястребы», 2017-2018 – «Авангард» (Омск), 2018 – «Трактор» (Челябинск), 2020-2022 – «Автомобилист» (Екатеринбург), ассистент; 2023-2024 – «СКА-Юниор» (Красногорск), с 2024 – «СКА-1946» (Санкт-Петербург).
Достижения. Обладатель Кубка Харламова и чемпион МХЛ 2024, финалист и серебряный призер 2025.