Вратарем мечтал стать с детства, первые вратарские шишки в самодельной амуниции набивая в дворовой команде «Молния» на Дмитровском шоссе. За то, что юный голкипер в 12-летнем возрасте оказался в спортшколе «Динамо», следует поблагодарить бывшего тренера «Молнии» Юрия Балашова – уже будучи в динамовской школе, Юрий Архипович по старой привычке заглядывал на игры «Молнии», где Шталенкова и присмотрел. В 1984-м динамовцы выиграли чемпионат СССР среди юниоров, перед Шталенковым открывалась прямая дорога в главную команду, но в «Динамо» никогда и никому не бывало просто, чему карьера молодого вратаря и стала ярким свидетельством.
Его напарник Андрей Трефилов высказался исчерпывающе: «Мишка Шталенков вытащил и Альбервилль, и Нагано, он тогда основным вратарем был. В олимпийском финале 1992 против канадцев с Линдросом просто спас команду. Я бы таким людям, как он, памятники ставил. Он никогда из себя звезду не строил – тихий, спокойный парень, на таких наш хоккей и держится». Это говорил человек, который в «Динамо» чаще занимал пост номер один, чем его старший товарищ, но в сборной наоборот – чаще уступал место в воротах Шталенкову. Они прошли вместе не один турнир, меняли друг друга в воротах, но никогда не мерялись достижениями, и ни капли зависти в их словах не проскальзывает, искать второй план бесполезно.
Оба, кстати, были удостоены приза, учрежденного журналом «Спортивные игры» – «Лучшему новичку сезона», причем Миша Шталенков стал первым лауреатом новой номинации весной 1987-го года – вратарь по итогам голосования набрал 46 очков, Александр Могильный – 40, Сергей Фёдоров – 22, а в комментариях написали, что выбор был невелик. Андрея Трефилова признали лучшим четыре года спустя, когда Шталенков, казалось, обрел полноценный статус первого номера – получается, Трефилов сходу стал его конкурентом. Старший товарищ, несмотря на блестящий дебют в 1987-м, к тому моменту уже имел богатый опыт сидения на лавке.
В свой «лауреатский» сезон Шталенков, которому было чуть за двадцать, провел 17 матчей, в основном во второй половине сезона, внеся в динамовское серебро не меньший вклад, чем опытнейший и титулованный Владимир Мышкин. Мало кто сомневался, что габаритный черноволосый красавец, защищавший ворота с поразительным хладнокровием, станет любимцем динамовской публики на долгие годы. Но следующий сезон, для «Динамо» только бронзовый, новым прорывом для Шталенкова не стал, в 1989-м бело-голубые вовсе остались за пределами призовой тройки, а их вратарская надежда прочно сидела за спиной Мышкина, проведя в сезоне всего четыре матча. После того, как Юрия Моисеева на посту главного тренера сменил Владимир Юрзинов, в карьере Шталенкова ничего не поменялось – ветеран Мышкин провел в долгожданном для «Динамо» чемпионском сезоне 1989/1990 46 игр, Андрей Карпин – 15, а Шталенков – всего шесть, да и то не полностью. Вот именно после таких лет, проведенных в режиме ожидания, ему, наконец, была предоставлена возможность показать себя по-настоящему. Эти годы его не сломили, не посеяли разочарования в выбранном деле, не испортили характер – Миша Шталенков закалился и заматерел в работе, будучи вторым, а иногда и третьим номером.
Это многое объясняет в том, что происходило со Шталенковым дальше. Он не то чтобы смиренно принимал и удары, и подарки судьбы – он считал их естественной частью карьеры и жизни. Первые не заставляли думать, что все пропало, из-за вторых не впадал в эйфорию. Он был – подготовлен, и не пустился в пляс, когда на исходе 90-го Виктор Тихонов вызвал его на Кубок Ниссан. В Швейцарии он дважды выходил на лед в третьем периоде, меняя Алексея Марьина, когда исход матчей был давно решен. А на чемпионат мира-1991 поехали Марьин и Трефилов – тот самый новый его напарник из Кирово-Чепецка, лучший новичок сезона 1990-1991.
На Кубке Канады в сентябре Шталенков уже в первом матче сменил Марьина с начала второго периода, и провел до конца турнир, который знаменовал резкое снижение уровня победоносности отечественного хоккея – Трефилов хоть ухватил за хвост советскую бронзу, а его старший товарищ мог и этого не увидеть, что тоже было ценой за несколько лет терпения. Но Шталенков все-таки дождался своего часа, и преуспел.
…Концовку финального матча олимпийского турнира-1992 стоит пересмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, как одновременно с сиреной, возвестившей о победе над Канадой, Михаил Шталенков сбрасывает маску и ловушку, на мгновение появляясь на экране средним планом – победительно красивый и абсолютно счастливый. В следующее мгновение увидеть его уже невозможно за спинами всей команды. Носившей название «Объединенная», созванной сроком на один турнир, выступавшей под олимпийским флагом, и выигравшей Олимпиаду вопреки всему.
В феврале 1992-го мало кто понимал, что произошло со страной в целом, и с хоккеем в частности. Страны уже не было, а хоккей еще был. Обескровленный, полузабытый, не очень-то и нужный растерянному народонаселению распавшегося государства, но – был. Ну кто верил в олимпийский успех-1992? Да никто, уверяю вас. Ну, почти никто. Состав наполовину молодежный, все лидеры за океаном, страны за спиной нет, за честь какого флага биться, непонятно. Но ведь бились как в последний раз, а последним для бывшего СССР он и был. И конечно, если бы не было Шталенкова в воротах, не обыграли бы дважды сборную Канады (первый раз – в группе), не было бы и той сумасшедшей радости после трудовой золотой, добытой только в третьем периоде, победы со счетом 3:1.
Никто еще не знал, что следующего олимпийского золота придется ждать четверть века с лишним. Михаил Шталенков тоже вряд ли мог предполагать, что завоеванный на втором после Кубка Канады-1991 большом турнире титул останется для него единственным. Но это титул олимпийского чемпиона. У нас их не так много - в российские времена всего-то два с половиной десятка, а «золотых» олимпийских вратарей за всю историю отечественного хоккея на десяток меньше. И Михаил Шталенков до сих пор – второй за Владиславом Третьяком по числу победных матчей на олимпийских турнирах. И это притом, что после Альбервилля у него будет серебряный Нагано-98, и на этом - все. Две Олимпиады – золото и серебро, 11 выигранных матчей, результат из разряда уникальных.
Весной Тихонов повезет почти олимпийский состав в Чехословакию на чемпионат мира уже под флагом сборной России, Михаил Шталенков снова займет место первого номера, но кто-то свыше, видимо, решит, что хватит с этих ребят удачи, и все закончится четвертьфиналом с будущими чемпионами шведами. Это будет первая и предпоследняя реальная наша возможность сделать золотой дубль в олимпийский сезон.
А Михаил Шталенков вскоре рванет за океан, поэтому и упустит шанс взять первое российское золото с дружиной Бориса Михайлова – это сделает его партнер и конкурент по «Динамо» и сборной Андрей Трефилов. А получивший рискованное предложение агента отправиться не в НХЛ, которая российскими вратарями тогда интересовалась в последнюю очередь, а в Интернациональную хоккейную лигу, Шталенков станет адаптироваться к Америке и завоевывать авторитет в клубах «Милуоки» и «Сан Диего». И только потом будет «Анахайм», который в 1993-м зафрахтовал 27-летнего лучшего новичка ИХЛ в пятом раунде. Годом раньше на драфт попал Николай Хабибулин, бывший в олимпийском Альбервилле третьим номером в той самой золотой сборной. Коля был на восемь лет моложе Шталенкова, и на четыре Трефилова, но первым номером в НХЛ из российских вратарей стал именно он.
…В «Анахайме» Шталенков был готов стать не только сменщиком, но пост номер один доверяли ему нечасто. Однако в Калифорнии ярко обнаружилась еще одна его черта как классного голкипера – он в любой момент способен был с ходу войти в игру, демонстрируя отличную форму. Спустя годы он так прокомментировал неофициальное звание «лучшего второго вратаря НХЛ», данное Шталенкову в те годы: «Лучшего можно заслужить лишь в том случае, если не просто вышел, а команда переломила, допустим, неудачно складывавшийся матч, но ты и сам сыграл хорошо, дав ребятам шанс на победу».
В фарм-клуб его не отправляли, обмена Шталенков не просил, в последних сезонах за «уток» качественно проводил почти половину матчей регулярного чемпионата, а в единственном плей-офф установил рекорд - 70 сэйвов в увы, проигранном «Детройту» во втором овертайме матча сезона 1996-1997. Линдстрем 13 раз бросал, по пять выстрелов сделали Федоров и Айзерман – Шталенков все отразил, а вот с решающим броском Шэнахэна не справился. Долгое сидение на лавке кого угодно может выбить из колеи, но не припомню, чтобы Шталенков жаловался, или чтобы на него жаловались.
В привычной роли вратаря второго плана Михаил Шталенков, уже перешедший 30-летний рубеж, и подошел к Олимпиаде в Нагано – первой с участием игроков НХЛ. И снова в сборной стал незаменимым - правда, уже по ходу турнира (перед последним матчем группового этапа вышел на лед вместо Андрея Трефилова), и снова дошел с командой до финала - где, по мнению некоторых, сыграл лучше своего визави Доминика Гашека. Но Доминатор не пропустил ни одной шайбы, а Шталенков, сделав 20 спасений, все-таки пропустил одну. Наверное, это был один из самых незрелищных олимпийских финалов в истории - единственная шайба влетела в ворота после броска Петра Свободы и двойного рикошета. Кажется, нашим энхаэловским звездам если чего и не хватило, так это раскованности – чешский прагматизм напрочь ее убил.
Один из главных героев турнира должен был поехать и на чемпионат мира-1998, но 40 игр в регулярной части чемпионата НХЛ и олимпийский турнир вымотали Шталенкова настолько, что он вынужден был отказать Владимиру Юрзинову. Тот же самый случай был и перед чемпионатом мира-2000 в Санкт-Петербурге, Шталенков получил очередную порцию критики, но тут, можно сказать, Бог уберег от участия в провальном турнире.
А вообще кидать камни в голкипера за два обоснованных отказа было несправедливо - Михаил Шталенков, уже будучи игроком НХЛ, приезжал в сборную и в 1994-м, и в 1996-м, когда взять медали помешало лишь драматическое стечение обстоятельств - с чемпионатами мира ему категорически не везло. В 90-е через сборную прошло какое-то невероятное количество голкиперов, всех и не упомнишь, но Шталенкова трудно было не запомнить, и не только потому, что он провел за главную команду страны ровно 50 матчей, из них больше половины – на главных турнирах.
…В НХЛ он сменил четыре клуба – после пяти сезонов в «Анахайме» защищал цвета «Эдмонтона», «Финикса» и «Флориды». В ноябре 2000-го был признан лучшим вратарем октября, чувствовал себя «как в Нагано», после чего «Финикс»… обменял Шталенкова во «Флориду» на Шона Бурка – того самого, кто уступил ему в олимпийском финале-1992. До последнего надеялся на контракт в НХЛ, дальше интереса «Питтсбурга» и «Атланты» дело не пошло, но возвращение в родное «Динамо» понижением не считал. Погоды ветеран, естественно, не портил – 53 матча, 30 побед, 7 «сухарей» за два сезона, ну и бонус в виде чемпионата мира-2001. Увы, по результату немногим отличавшимся от предыдущих мировых форумов.
Чемпионом России стал в 2005-м - уже как тренер динамовских вратарей. С выбором специализации проблем не было, как и с востребованностью. Не все складывается гладко, но у него же есть опыт игрока, умеющего терпеть.
Сам он выделяет два необходимейших для достижения успеха качества – талант и работоспособность. Прибавив: «Таланта желательно побольше».
Михаил Алексеевич Шталенков
Родился 20 октября 1965 года.
Карьера игрока: 1986-92, 2000-02 – «Динамо» Москва, 1992/1993 – «Милуоки», «Сан Диего» (ИХЛ), 1993-98 – «Анахайм», 1998/1999 – «Эдмонтон», «Финикс», 1999/2000 – «Флорида». В элитном эшелоне чемпионата СССР и России – 163 матча. В НХЛ – 194 матча. В сборной СССР, СНГ и России – 50 матчей. На олимпиадах и чемпионатах мира – 30 матчей
Достижения: олимпийский чемпион (1992), серебряный призер (1998). Чемпион СССР (1990, 1991, 1992). Лучший новичок сезона 1986/1987. Лучший новичок ИХЛ сезона 1992/1993
Карьера тренера: 2002-10 – «Динамо» Москва, 2011/2012 – «Металлург» Магнитогорск, 2012-18 – «Витязь»
Достижения: чемпион России (2005), обладатель Кубка европейских чемпионов (2006)
Заслуженный мастер спорта (1993). В Зал славы российского хоккея введен в 2014 году.