Были в эти годы, не в обиду юбиляру, защитники и поярче, но стабильнее и основательнее богатыря Панова, пожалуй, не было. И опять же символично, что первый золотой омский период начал клониться к закату с середины нулевых с распадом первой пятерки Рябыкин – Панов, Затонский – Прокопьев – Сушинский – одной из самых заметных в российском хоккее на протяжении лет пяти с лишним. Так что как ни крути, меньше других из этого короткого списка друзей-товарищей сыгравший за национальную сборную Юрий Панов – тем не менее самая настоящая омская легенда.
Однажды, устав от того, что из сборной его отцепляют в самый последний момент, перед каким-нибудь крупным турниром или вообще чемпионатом мира, Панов под предлогом травмы не поехал на сбор – и жутко расстроился, когда понял, что четверо постоянных партнеров прошли в состав, а он будет смотреть за тем, как они играют, по телевизору. Обиднее всего было то, что это случилось в 2002-м, на том самом чемпионате мира в Швеции, когда сборная под руководством Бориса Михайлова выгрызла серебряные медали мирового первенства, а все остальные российские международные сезоны в диапазоне почти полутора десятков лет (олимпийские награды-1998 и 2002 – особая статья) были признаны провальными. Это участь поколения 1970-1975 годов рождения, лишь краешком захватившего излет советского хоккея, и попавшего в самую сердцевину кризиса 90-х – начала нулевых, и участь конкретно Панова, защитника по меньшей мере незаурядного.
Понятно, что весь цвет играл за границей, но кому-то нас и здесь надо было радовать, а заодно и самим выживать. В этом смысле Юре Панову определенно повезло, потому что в двадцать с небольшим попал он в «Ладу», которая отнюдь не бедствовала – наоборот, в первой половине 90-х составляла наряду с челябинским «Трактором» практически единственную реальную конкуренцию московскому «Динамо». И еще у Тольятти был Геннадий Цыгуров, которого Панов через много лет образно сравнит с «демоном» – в хорошем, естественно, смысле: «Это уже потом с годами понимаешь, что этот «демон», этот зверюга в костюмчике пытался научить тебя вещам, которые тебе же потом и помогут. А поначалу кажется – ну сколько можно над нами издеваться!». В «Ладе» молодой воспитанник омского хоккея проведет три полноценных сезона, обрамив золото 1994-го двумя серебряными наградами 1993-го и 1994-го.
Под началом Цыгурова он проведет еще три сезона – но это уже на рубеже столетий, и уже в родном Омске, взяв еще одно серебро. А второе золото возьмет ровно через десять лет после первого в одной из самых драматических финальных серий новейших времен, когда «Авангардом» руководил отставленный из «Магнитки» Валерий Белоусов – кстати, Валерия Константиновича в качестве знакового тренера Панов не упоминает – очевидно, расставание с клубом в постчемпионский год далось ведущему защитнику, первому в «Авангарде» перешагнувшему рубеж в 700 проведенных матчей, нелегко. Правда, напоследок Панов со товарищи взял, наконец, Кубок европейских чемпионов на мини-финале-2005 в Санкт-Петербурге, и этот долгожданный успех стал финальным аккордом для целого поколения омских мастеров.
А вот роль кого Панов никогда не забывает отметить, так это Леонида Киселева. Мало того, что Киселев заметил и выделил талантливого юного нападающего – он еще и перевел забивного форварда Юру Панова в защитники отнюдь не в качестве наказания, каким-то образом предвосхитив правильный вектор карьеры.
…Такое редко бывает – чтобы нападающий именно мечтал стать защитником, все-таки быть форвардом статуснее и интереснее, это амплуа больше на виду: те, кто забивает, всегда в фокусе внимания. Хорошими физическими данными Юра Панов обделен не был, звали его в разные игровые секции, но хоккей привлекал больше всего, хотя по-настоящему игра захватила только со второго захода, примерно лет с десяти – и во многом благодаря отцу, который всячески поддерживал и поощрял увлечение сына. В нападении у Юры получалось и в школе «Динамо», и в «Каучуке», и снова в «Динамо», и Киселев его приметил именно как нападающего, который хорошо выглядел и в центре, и на флангах, и много забивал, но какую-то тягу 16-летнего Панова к действиям в обороне Леонид Георгиевич тоже почувствовал («не было бы Киселева – не было бы защитника Панова»). А может все проще – все-таки больших и крепких ребят с хорошими техническими навыками не так много, имеет смысл попробовать такого в обороне, если он не против. Панов был не то что не против, он хотел этого – разрушать научится, а атакующие способности останутся при нем. И все почти сразу начало получаться – во всяком случае путь в основу «Авангарда» у Панова защитника оказался короче, чем был бы у Панова-нападающего.
Дебют вышел таким, что хохотала вся раздевалка – выпустили на одну смену, но Панов с перепугу успел не только бросить, но и забить. Как он позже скажет, «одна смена, один бросок, один гол». Но, естественно, надо было окрепнуть, на сезон Панова отправили в тюменский «Рубин», и только после продолжилось вхождение в большую игру снова в «Авангарде», где Юра Панов окончательно созрел для настоящих дел. То, что случилось это уже в Тольятти, стало настоящей и большой удачей – хоккейный Омск еще не был готов к штурму вершин, а в «Ладе» Панов не просто их покорил, а обозначил вектор дальнейшего пути. Связанного теперь уже с родным клубом.
…Из Омска в Тольятти он уезжал молодым и перспективным, вернулся заматеревшим и титулованным – а «Авангард» тоже во многом был уже другим, не случайно в первый же после возвращения сезон 1995-1996 Юрий Панов без медали не остался, для омского хоккея бронза 96-го стала первой. Но чтобы совершить следующий шаг, потребовалось пройти еще пять лет становления, пережить драматическое расставание с Леонидом Киселевым, побывать в ежовых рукавицах Владимира Голубовича, и, наконец, дойти до финала-2001 с Цыгуровым.
Со всеми основными партнерами по обороне Юрий Панов говорил «на одном хоккейном языке» – и с Игорем Никитиным, и с Олегом Бурлуцким, и, конечно, с Дмитрием Рябыкиным. Первая пятерка с защитниками Пановым и Рябыкиным оформилась еще на исходе столетия при Голубовиче, только в центре тройки нападающих был еще Равиль Якубов, а в начале нового столетия его сменил Александр Прокопьев. Это была, конечно, мощная ударная сила, и Юрий Панов играл в этом составе свою очень важную роль. Ни он, ни Рябыкин «домоседами» не были, страховали друг друга по ситуации, и отличались грамотными атакующими действиями примерно в равной пропорции – но и со своими основными функциями справлялись здорово. Панов запомнился как защитник универсальный, отлично владеющий техническими приемами, бесстрашный в единоборствах и свободно чувствующий себя в роли форварда – давние навыки никуда не делись, и они очень пригодились в победном плей-офф весны 2004 года, во время эпического финального противостояния с «Магниткой».
В сборную у него случились три призыва – первый в заокеанское турне на рубеже 1996 года, второго пришлось ждать три года, а после третьего на Кубок «Ческе Пойиштовны» ранней осенью 2000-го сигналов больше не поступало. Кстати, со своим постоянным партнером Рябыкиным Панов провел в национальной сборной всего шесть матчей, и в обойму так и не вошел. Впрочем, на рубеже столетий говорить о какой-то постоянной обойме в защитной линии сборной не приходится.
Так бы тихо и закончил Юрий Панов свою игровую карьеру, если бы Михайлов не пригласил еще не наигравшегося ветерана в Санкт-Петербург. Именно СКА Панов называет своей второй любимой командой – хотя провел в Питере всего один не самый выдающийся для команды сезон. Но чем-то эта «почти лебединая» песня ветерана зацепила. А «наигрался» он смог сказать только на исходе нулевых, почти без паузы приступив к работе с омской молодежкой.
Ему было что передать.
… «Омские ястребы» с тренерской связкой Евгений Корнаухов – Юрий Панов дважды подряд брали Кубок Харламова, и это уже говорит о многом. Когда Корнаухова подняли в главную команду, на молодежном хозяйстве остался Панов. Команда сменилась процентов на 80, ушли все лидеры, обеспечившие победы в 2012-м и 2013-м, а Панову нужно было не опозориться на Кубке мира среди молодежных клубных команд, который в третий раз подряд проводился в Омске, и дважды его проваливали главные фавориты в лице хозяев. И сейчас главный приз надо было брать главному тренеру-дебютанту с радикально обновленной командой. Никто бы не удивился, если бы случился провал – в конце концов, год назад могучий состав «ястребов» на пике даже не сумел выйти в плей-офф.
А Юрий Панов этот Кубок мира взял, обыграв со своими ребятами в финале финский ХПК. Оценил этот несомненный успех он очень трезво – как будто бы предвидел, что на дальнейшем тренерском пути шипов будет больше, чем роз. Нет, его «ястребы» откровенно не проваливались, Панов может гордиться, что под его началом взрослели такие ребята, как Илья Михеев и Кирилл Семенов, да только ли они! А то, что не было в активе больше Кубков – так куда важнее, что звездочки не переводились даже не в самые удачные годы. То, что результат не удалось дать, когда работал в главном «Авангарде» тренерских штабах Никитина и Корнаухова, можно отнести в том числе к тому, что у руководства не хватило терпения. Ну, это случай типичный.
Он давно уже не работает в Омске, сменив после «Омских ястребов» шесть клубов с очень разнообразной географической пропиской, «приземлившись» в Красноярске в роли тренера защитников. На это можно сказать одно – лучше работать, чем ждать особого приглашения. Может, вернется к работе с молодежью, может, пойдет на повышение, но обратно домой его «пока не зовут», потому что тренерское дело оседлым редко бывает.
Но тосковать особо некогда – возраст-то самый тренерский. Это в игровой карьере осталась «некоторая недосказанность», а тут-то еще есть время.
Досье
Юрий Александрович Панов
Родился 21 декабря 1970 года в Омске. Советский и российский хоккеист, защитник, тренер. Мастер спорта международного класса (2005).
Карьера игрока. 1988 – «Авангард» (Омск), 1988-1989 – «Рубин» (Тюмень), 1989-1992 – «Авангард», 1992-1995 – «Лада» (Тольятти), 1995-2005 – «Авангард», 2005-2006 – «Химик» (Мытищи), 2006-2007 – СКА (Санкт-Петербург), 2007-2008 – «Витязь» (Чехов), 2008-2009 – Газпром-ОГУ (Оренбург), 2009 – «Газовик» (Тюмень).
В элитном дивизионе – 784 матча, 90 голов и 119 результативных передач. В «Авангарде» - 718 игр (клубный рекорд держался девять лет), 73 шайбы и 86 передач.
В сборной России – 13 игр, 2 передачи.
Достижения игрока. Чемпион России 1994, 2004. Серебряный призер 1993, 1995, 2001, бронзовый призер 1996. Обладатель Кубка европейских чемпионов 2005, финалист Кубка Европы 1995, третий призер Континентального Кубка 1999.
Карьера тренера. 2010-2013 – «Омские ястребы», ассистент; 2013-2015 – «Омские ястребы», 2015-2016 – «Авангард», ассистент; 2016-2017 – «Сарыарка» (Караганда, Казахстан), ассистент; 2017-2019 (с перерывом) – «Омские ястребы», 2019-2020 – «Стальные лисы» (Магнитогорск), 2020-2021 – «Динамо» (Красногорск), старший тренер; 2021- «СКА-Варяги» (Ленинградская область), 2022-2023 – «Горняк-УГМК» (Верхняя Пышма), 2023-2024 – «Динамо» (Санкт-Петербург), 2024 – «Молот» (Пермь), с 2024 – «Сокол» (Красноярск), тренер защитников.
Достижения тренера. Обладатель Кубка мира среди молодежных команд 2013. В качестве помощника главного тренера обладатель Кубка Харламова 2012 и 2013.
