Мало ли что судьба готовит, мало ли какие бывают обстоятельства – случалось, и более известные персонажи не чурались «понижения в статусе», чтобы потом, собравшись с новыми силами, снова использовать шанс. Если, конечно, он предоставлялся, а тренерское дело такое, что на серьезном уровне много шансов не бывает, тут надо быть либо гением, либо знаменитостью, либо каким-то исключительным везунчиком, а еще лучше соединять все это вместе, что не про Олега Юрьевича. До «Нефтехимика» у него был небольшой «пожарный» опыт работы главным тренером в родном «Кристалле» и «Адмирале», три сезона он стабильно возглавлял «Горняк», но при всем уважении к последнему назвать клуб из Учалов идеальной стартовой площадкой для серьезной работы в КХЛ было трудно.
Руководство «Нефтехимика» в определенной мере рисковало, приглашая Леонтьева к сотрудничеству – и сам Леонтьев тоже в определенной мере рисковал, приходя в клуб относительно небольшого города, скромного по финансовым возможностям и по ресурсам – чтобы просто попасть в плей-офф, нижнекамцы должны были прыгать выше головы, что далеко не всегда удавалось. С другой стороны такими предложениями не разбрасываются, Леонтьев его принял, и не прогадал, как не прогадал и сам клуб – во всяком случае первых двух сезонов это точно касается.
Задача перед ним стояла сложная – стабильно попадать в плей-офф, а при той конкуренции, которая была на «Востоке», «Нефтехимик» был обречен бороться за восьмое место. В первый сезон Леонтьев план перевыполнил, став седьмым по итогам регулярной части чемпионата и дав бой «Трактору» в первом раунде. Сухой счет серии не должен никого обманывать – челябинцы побеждали на тоненького, все четыре раза с разницей в одну шайбу, иногда просто чудом вытаскивая матч. Главный тренер удостоился лестных оценок за то, что ставил команде игру атакующую и агрессивную, давал шанс молодым хоккеистам, не шарахался из стороны в сторону, когда приходилось туго. «Нефтехимик» при этом сохранил свою фирменную неуступчивость, умение отдавать игре все силы, и при случае обыгрывать фаворитов – с нижнекамцами никому просто не бывает.
Сезон номер два подтвердил правильность курса – правда, не сразу, потому что десять стартовых поражений могли привести к отставке главного тренера, но к чести Леонтьева и его штаба они «не занимались поиском виноватых, а искали пути выхода» - кризис был успешно преодолен, рывок в восьмерку получился впечатляющий, а серия с «Ак Барсом» в первом раунде весьма нервной для фаворита, которому для прохода понадобилось шесть матчей. Получая заслуженные комплименты, Леонтьев понимал, что от него будут ждать следующего шага – это при том, что лидеров он неизбежно должен был терять. После первого сезона пришлось расстаться с капитаном Маратом Хайруллиным, после второго – с капитаном Кириллом Воробьевым и лидером атаки Павлом Порядиным, но в действительности потерь было еще больше, и ресурса, чтобы сделать следующий шаг вверх, по большому счету, у Леонтьева не было. Да, с ним продлили контракт на три сезона, но «Нефтехимик» был обречен биться на прежнем уровне – какого-то чудесного усиления не предвиделось.
И точно – попав в яму на старте (4 победы в 15 матчах), нижнекамцы ситуацию выправили, на финише для попадания в плей-офф не хватило каких-то двух очков, причем итоговый результат не слишком отличался от прошлогоднего – другое дело, что этого оказалось уже мало. Задачу попадать в плей-офф, однако, не снималась, и когда в прошлом сезоне «Нефтехимик» снова угодил в яму, теперь уже зимой (старт-то был впечатляющий, «Нефтехимик» даже в лидерах Восточной конференции побывал), и выкарабкивался с трудом, стало понятно, что в случае неудачи Олегу Юрьевичу больше шанса здесь не дадут. Как на грех команда одного за другим из-за тяжелых травм потеряла шестерых лидеров, полноценно их заменить не представлялось возможным, на финише, как и годом ранее, не хватило двух очков, и нехорошие предчувствия оправдались.
Леонтьев оказался и готов к отставке, и не готов. Вернее, так: по логике все было верно, невыполнение задачи досрочное расторжение контракта предусматривало, но Олег Юрьевич считал, что в сложившихся обстоятельствах команда и он сделали все, что могли, и даже больше, и оставлял он после себя не выжженную пустыню, а вполне рабочий коллектив с поставленной игрой, которая полюбилась болельщикам. Но руководство, очевидно, посчитало, что это был потолок Леонтьева как главного тренера, и что надо что-то менять, чтобы двигаться дальше.
Раньше таких ударов, по словам Леонтьева, он не получал. Придется привыкать, не рассчитывая на снисхождение, на что в случае работы с более солидным клубом (не в обиду «Нефтехимику») вообще надеяться не стоит. Тем не менее в помощники Олег Юрьевич идти не хочет. Видимо, работы в этом качестве с Андреем Разиным ему хватило.
…Если вспомнить его игровую карьеру, весьма разнообразную и разноцветную, то в ней разного и хватало, причем одна ее часть, а именно магнитогорская, давала повод для амбиций уже в другой ипостаси. Два фактора определили течение игровой карьеры уроженца Саратова и воспитанника тамошнего «Кристалла» – ранний крен в сторону Белоруссии, куда Олег угодил для прохождения армейской службы в конце 80-х, и не просто там задержался на пять лет (минское «Динамо» – ШВСМ Гродно – «Неман» Гродно – «Тивали» Минск), а связал свою судьбу, в том числе и со сборной Белоруссии. Он бы сыграл за нее больше чем на четырех чемпионатах мира, но в конце 90-х он предпочел играть за магнитогорский «Металлург», потому что в какой-то момент это было «или – или».
Леонтьева пригласили из «Кристалла», куда он вернулся в 1994-м, и вначале он провел в «Магнитке» концовку чемпионата 1995/1996, и только через сезон пополнил звездный состав «Металлурга», чтобы за четыре года взять с клубом все возможные титулы. Леонтьев не был в той команде лидером, там и без него лидеров хватало, но Валерий Белоусов не стал бы держать в течение четырех сезонов игрока из благотворительности – свою роль он сыграл на хорошем качественном уровне. Из всех оборонцев чемпионской «Магнитки» Леонтьев был, наверное, одним из самых незаметных, но защитникам и не нужно в первую очередь быть яркими, иногда достаточно быть добротным и самоотверженным. Тут стоит добавить, что Олег Леонтьев, как и его партнер по сборной Белоруссии Олег Микульчик волею судьбы стилистически был больше европейским оборонцем, чем их коллеги по «Магнитке», представлявшие в основном челябинскую и усть-каменогорскую школы. Отличие было в нюансах, Леонтьева можно было назвать классическим «домоседом» (5 голов в 183 матчах), хотя сам себя Олег никогда не считал таковым. Просто соревноваться в атакующих умениях с теми, кто умел это делать прекрасно, ему не было нужды.
Но главное – Леонтьев внес свой вклад и в два чемпионства, и в две подряд магнитогорские европобеды, и в завоевание Кубка России 1998, и в Суперкубок Европы – собственно, весь золотой набор 1998-2001 прошел при его участии. Это при том, что самые главные матчи приходилось иногда пропускать, и прежде всего это касается двух еврофиналов против «Динамо» в 1999-м и против «Спарты» в 2000-м, когда Леонтьев не попадал в заявку. Спокойный, надежный, уверенный, дисциплинированный – эти качества Леонтьева «Металлургом» были востребованы, и пригодились и другим командам: в России новокузнецкому «Металлургу», СКА и «Кристаллу», в Белоруссии «Химволокну» и «Юности». С «Юностью» Леонтьев, кстати, взял Континентальный кубок – в финале был обыгран омский «Авангард», так что не только с «Магниткой» он добивался успехов на европейском уровне.
Последние пять сезонов игровой карьеры он провел в Белоруссии, играл почти до 40 лет, после чего путь был один – в тренеры. Ноша главного, за которую он сходу взялся в родном «Кристалле», оказалась неподъемной – впрочем, она тогда для кого угодно оказалась бы не по силам. И в «Кристалле» же через год сложился тандем Андрей Разин – Олег Леонтьев, в котором главным был Разин, и молодые тренеры, немало поигравшие вместе за «Магнитку», до поры до времени хорошо дополняли друг друга, колеся по российским городам (Саратов – Ижевск – Екатеринбург – Ханты-Мансийск – Владивосток), набивая шишки и набираясь опыта. У Леонтьева проскальзывало, что обязанности они делили на равных, и мнения имели каждый свое, но приходили к общему знаменателю в рабочем процессе. У Андрея Владимировича Разина на этот счет, возможно, другая точка зрения, но в данном случае важен факт, что вместе они успешно работали несколько лет, пока между ними не пробежала черная кошка, и каждый пошел своим путем.
…Никому из тех отважных, кто вступил на тренерскую стезю на серьезном уровне, не гарантирована стабильность, никто не может годами спокойно и размеренно воплощать свои задумки и идеи. Тренерская жизнь – всегда стресс, различаются только его степени. Передышки бывают даже полезны – появляется возможность отдавать время родным и близким, что почти невозможно делать по ходу работы.
Но тут важно, чтобы перерывы не продолжались слишком долго. Теперь это и Олегу Юрьевичу Леонтьеву хорошо известно.
Олег Юрьевич ЛЕОНТЬЕВ. Родился 15 ноября 1970 года в Саратове. Советский, российский и белорусский хоккеист, защитник. Мастер спорта России международного класса, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь.
Карьера игрока. 1988-1989 – «Кристалл» (Саратов), 1989-1990 – «Динамо» (Минск), ШВСМ-Прогресс (Гродно); 1990-1993 – «Неман» (Гродно), 1993-1994 – «Тивали» (Минск), 1994-1996 – «Кристалл», 1996 – «Металлург» (Магнитогорск), 1996-1997 – «Кристалл», 1997-2001 – «Металлург» (Магнитогорск), 2001-2002 – «Металлург» (Новокузнецк), 2002-2003 – СКА (Санкт-Петербург), 2003-2005 – «Кристалл», 2005-2006 – «Химволокно» (Могилев), 2006-2010 – «Юность-Минск», 2010 – «Металлург» (Жлобин).
В элитных дивизионах СССР и России – 439 матчей, 28 заброшенных шайб и 58 результативных передач (в магнитогорском «Металлурге» - 183 игры, 5 голов и 25 передач, в евролиге 11 игр, 1 гол и 3 передачи). В белорусской элите – 171 игра, 29 голов и 76 передач.
В сборной Белоруссии на чемпионатах мира в элитном дивизионе – 18 матчей, и шайба и 5 передач. В дивизионе С – 6 игр.
Достижения. Чемпион России 1999, 2001. Серебряный призер 1998, бронзовый призер 2000. Обладатель Кубка России 1998, финалист 1996. Победитель Евролиги 1999, 2000. Обладатель Суперкубка Европы 2000.
Чемпион Белоруссии 2006, 2009. Серебряный призер 1993, 1994, 2008, бронзовый призер 2005, 2007. Обладатель Континентального кубка 2007, финалист 2010.
Карьера тренера. 2010-2011 – «Кристалл» (Саратов), 2012-2013 – «Кристалл», старший тренер; 2013-2015 – «Ижсталь» (Ижевск), старший тренер; 2015-2016 – «Автомобилист» (Екатеринбург), старший тренер; 2016-2017 – «Югра» (Ханты-Мансийск), старший тренер; 2017-2018 – «Адмирал» (Владивосток), старший тренер, и.о. главного тренера; 2018-2021 – «Горняк» (Учалы), 2021 – 2025 – «Нефтехимик» (Нижнекамск).